Игра в кальмара | Блог

Южнокорейский сериал стал сенсацией 2021-го, возглавив топы платформы Netflix и разделив посмотревших зрителей на два лагеря — одни взахлеб хвалили, другие не менее истово ругали.

Сюжет сериала строится на знакомой сюжетной формуле “Голодных игр” и “Королевской битвы”: некая организация собирает 455 добровольцев (отчаявшиеся должники и растратчики, которым жизненно необходимы деньги), чтобы “участники” сыграли в некую “игру”. Поначалу игроки не понимают (да собственно, и не воспринимают всерьез), во что ввязались, до первой пролившейся крови.

Хейтеры сразу же ухватились за любимую песню – “да что тут оригинального”, “мы это уже видели”, “посмотрите лучше….”. И в чем-то они действительно правы. Но разве мы смотрим кино и сериалы исключительно для чего-то нового? Тогда, пожалуй, стоит остановиться уже на фильмах Люмьеров, Мельеса и Гриффита. Потому что после них, в принципе, уже все изобретено (ну за исключением цвета, звука и остальных технических приемов). А каждый фильм (как и другие художественные произведения) использует давно сложившийся сюжетообразующий набор и архетипы, искусно смешивая и создавая последовательность комбинаций этих самых сюжетных перипетий. И вот здесь начинается “магия кино”, приковывающая зрителя к экрану.

Сюжеты о социальных экспериментах обличены в форму детективного экшена с нарочитой обрисовкой героев. Еще одним классическим элементом-атрибутом подобных произведений служит нарочитый социальный комментарий об алчности и ее губительных последствиях. Именно подобной комбинации следуют и авторы «Игры в кальмара», причем вполне успешно.

При первоначальной предсказуемости, “Игра в кальмара” цепляет уже с первой серии так, что от сериала невозможно оторваться до последнего. Даже понимание, что в центре сюжета главный герой, который по законам классики пройдет путь от падения до восстановления и безусловной победы, не дает заскучать и заставляет вжаться в спинку того, на чем вы сидите во время созерцания этого экстрим-шоу. И даже понятные правила испытаний, выпавшие на долю участников, всегда остаются загадкой до начала как для героев, так и для зрителя – а азарт ведь главный принцип увлечения и вовлечения в процесс.

Ну а если вы все же задаетесь вопросом – так, а в чем же тогда новаторство? Ок, оно тоже есть. Как минимум, это виртуозный и детально продуманный мир, воплощенный арт-режиссерами, начиная от вычурных декораций и заканчивая костюмами, которые сразу пошли “в народ” и уже стали атрибутами “на хэллоуин”, что, в принципе, уже доказательство того, что мир сериала вышел из плоскости экрана и вошел в атрибуты масскульта, а ведь не каждое произведение удостаивается такой чести.

Ну и финальный штрих, мало относящийся к самому сериалу, а уже больше к изменению ландшафта принятия кино – “кальмар” стал таким же прорывом в глобализации, как и “Паразиты”. Ведь раньше трудно было представить, что сериал не на английском языке и снятый не на англоязычной или европейской территории, сможет не только возглавить чарты зрительской популярности, но и попасть в премиальные списки, где царствовали исключительно американские ТВ-шоу.