Текст содержит спойлеры!
Странно, что многих людей удивила и расстроила смерть Джеймса Бонда в фильме “Не время умирать”. Бонд — симулякр. Он не человек, а воплощение: мачизма, сексизма и маскулинности. Мало кого смущало, что персонаж шестьдесят лет существует в своем подобии реального мира во множестве обличий. За это время его сыграли шесть актеров. Фактически, 007 — аналог Бессмертных из вселенной “Горца”, но при этом не скрывается, а все время остается на виду. Бонд не стареет, не меняет привычек, а мир вокруг него меняется постоянно. И никаких объяснений этому нет. Это само по себе абсурдно и подразумевает соответствующее отношения к персонажу. Бонд не живет и поэтому не может умереть. Даже смерть Яна Флеминга — “отца” Бонда — не прервала жизненный цикл агента 007. Книги о нем пишут по сей день, и пока нет предпосылок к тому, чтобы этот процесс завершился.
Я в смерти Бонда вижу исключительно закрытие арки персонажа в исполнении Крейга. Она была более последовательна и цельна, чем у других актеров. И действительно было бы странно отправить такого Бонда в закат на яхте. Он у нас на глазах оперился, заматерел, постарел и… ушел. Глава закрыта, страница, перевернута. Джеймс Бонд мертв, да здравствует Джеймс Бонд.
Похожая ситуация — негативная реакция зрителей — возникла по окончании последнего сезона сериала “Декстер”. Впрочем, фанатам этого серийного убийцы — и тоже симулякра — угодить еще тяжелее, чем фанатам Бонда. Однако и в этой “смерти” я не вижу проблемы.
При всем обаянии Майкла Си Холла, не стоит забывать КТО его персонаж. Да, есть смысл много и долго рассуждать о том, что Декстер Морган — герой без страха и упрека, уничтожающий серийных убийц и спасающий сотни жизней. Но в жизни милый социопат вроде Декстера — это утопия. И как раз последний сезон это показал умеренно реалистично. Суть Декстера в том, что он — убийца, и это главное. Это важнее, чем то, кого и как он убивает. Это важнее того, что он сам судья и палач. Да, создатели сериала потратили много часов для того, чтобы вызвать у зрителей к нему симпатию. У них получилось. Но и они же, к их чести, закрыли этот вопрос.
У Декстера были реальные подражатели. Я не склонен обвинять автора книг или сериал в этом, потому что ответственность — не равно вина. А я почему-то уверен, что моральная ответственность за реальные убийства, увы, присутствует. Поэтому логично было закончить так, чтобы у потенциальных ревнителей “кодекса Гарри” не возникало мыслей о священной миссии и о возможности избежать наказания.
Мне куда понятней претензии тех, кто осуждает не факт смерти Декстера, а то, как это было сделано. Но и тут есть момент — “Мясник из Бухты” дожил до 9 сезона исключительно силами сценаристов. Они же его и убили. Не вижу противоречий. Декстер Морган мертв и это хороший конец для такого персонажа.
Конечно, жаль, когда умирают любимые персонажи. Но это делает их чуточку живее, как ни парадоксально.
Кино под пиво