Карьер (2020) / Блог

В разговорах о фильмах с друзьями я иногда использую словосочетание – “медленно ничего не происходит”. Как правило, эта фраза звучит с негативной коннотацией. В случае с фильмом “Карьер” я бы не был столь категоричен, хоть он и отвечает вышеприведенной характеристике. Понятно, почему у него посредственные оценки среди критиков и зрителей. Я не соглашусь с общим мнением.

Не стоит ждать от “Карьера” динамичного сюжета и серьезной детективной линии. Фильм кажется простоватым и затянутым. Однако для себя я так и не нашел сцен, которые мне бы хотелось выкинуть. История цельная, в большей степени психологическая. Немного Южной готики, немного Достоевского. Социальные комментарии присутствуют, но они ненавязчивы. 

Для меня важно, что исполнители главных ролей — Шей Уигем и Майкл Шэннон — хорошо делают свою работу. Без недоигрываний или переигрываний. Благодаря этому   персонажи получаются реалистичными. Для того чтобы показать сложный человеческий характер, необязательно орать в камеру или гримасничать. Не все роли требуют утрированной эксцентричности или перманентного изображения маниакально-депрессивного психоза. Уигем и Шэннон играют мягко, ровно и плывут в ролях до самого конца — завидное постоянство для нашего времени. Не выдающиеся роли, но — повторюсь — это крепкая работа.

Заодно напомню, что актер — это профессия. 

На фоне огромного количества фильмов, в которых разной степени известности актеры отбывают номер или не понимают, что они делают в кадре, — в фильме “Карьер” я не вижу такой проблемы. Можно говорить о медитативном и усыпляющем ритме повествования. О тривиальном сюжете и таком же посыле. Но нельзя сказать, что неясно, куда делся бюджет. 

В “Карьере” весь бюджет на экране. Здесь крепкая операторская работа, заставляющая поверить в место действия. Здесь есть, пусть и маленькие, но “ружья”, и они стреляют. Эта пальба не имеет значения для сюжета, однако она добавляет атмосферы. 

Фильм далек от идеала и я вряд ли рекомендую его кому-нибудь для просмотра. “Карьер” подойдет под определенное настроение, которое возникает редко. Но я и не забуду его через пять минут после просмотра, как какой-нибудь мусор с многомиллионным бюджетом вроде “Красного уведомления”.

P.S. Если момент, когда главный герой читает из Библии Послание к Тимофею — не случайность, а задумка режиссера или автора книги, то это отлично. Потому что при всей простоте метафоры — она хороша. Главный герой изображает того, кем он не является. И вот он читает стих из Библии, который, по мнению библеистов, был написан не апостолом Павлом, а другим человеком. Я узнал это, задав себе простой вопрос: “Почему именно этот стих?”. И полез гуглить. Фильм, который заставляет меня думать, искать и находить, при всех своих недостатках будет вызывать уважение.