Анти-Бонды холодной войны: тогда и сейчас

Шпионские триллеры о периоде холодной войны нередко нарочито ироничны. Таковыми было большинство фильмов об агенте 007, таковыми в наше время являются “Атомная блондинка” или “Агенты А.Н.К.Л.”. Поговорим о нескольких фильмах, в которых холодная война и шпионы не романтизированы.

“Шпион, пришедший с холода” (1965 г.)

О чем: Британская разведка МИ-6 отзывает из Западного Берлина в Лондон агента Алекса Лимаса. После ряда неудач британцы решают “дискредитировать” разведчика, сделать из него потенциального перебежчика и внедрить в спецслужбы ГДР. 

“Шпион, пришедший с холода” – полный антипод фильмов о Джеймсе Бонде. Экранизация одноименного бестселлера Джона Ле Карре контрастирует с фильмами об агенте 007 буквально во всем. Режиссер Мартин Ритт сознательно выбрал черно-белую пленку, чтобы подчеркнуть мрачную атмосферу картины. Алекс Лимас, сыгранный Ричардом Бертоном, не супергерой и в его арсенале нет хитроумных гаджетов. Это побитый жизнью человек, у которого не осталось ничего, кроме опасной и неблагодарной работы. Лимас не питает ни малейших иллюзий относительно профессии. В финальном монологе он дает конкретную оценку себе и таким, как он: “Неудачники и пьяницы, играющие в ковбоев и индейцев, чтобы скрасить свою паршивую жизнь”. Пессимистичный финал отдельно демонстрирует разницу между гламурной “бондианой” и более-менее правдоподобными фильмами о шпионах.   

Название картины отсылает к английской идиоме “прийти с холода” – быть снова принятым в обществе или компании после периода отчуждения. Фильм столкнулся с производственными трудностями. У Бертона были напряженные отношения с режиссером, а жена актера – Элизабет Тейлор – необычайно ревновала его к коллеге по фильму Клэр Блум. Несмотря на все трудности, фильм получил ряд премий BAFTA, а Ричард Бертон был номинирован на “Оскар” за лучшую мужскую роль.     

“Жизнь других” (2006 г.)

О чем: Сотрудник “Штази”получает приказ прослушивать известного драматурга. Писатель и его подруга актриса не подозревает, что отныне каждый их шаг и каждое слово фиксируются. 

В широком смысле слова этот фильм нельзя назвать шпионским. Однако эта социальная драма подробно исследует деятельность и методы спецслужбы “Штази” в ГДР. “Жизнь других” – история о том, как разведка становится орудием в руках государства, а объектом шпионажа оказываются граждане страны.

С немецкой педантичностью фильм демонстрирует, как даже на исходе холодной войны ГДР оставалась средоточием паранойи. Паранойи спецслужб, которые на основе малейшего подозрения готовы были вторгнуться в личную жизнь любого. И паранойи гражданского населения, которое жило в постоянном страхе. В “Жизни других” шпионаж показан как средство террора против личности. Естественно, что ни о какой романтизации спецслужб и их сотрудников речь не идет.

Фильм неоднозначно приняли в Германии, хотя большинство дискуссий касались исторических нюансов. Мировой прокат принес фильму с бюджетом 2 миллиона долларов баснословную сумму – 77 миллионов долларов. Премия “Оскар” также не прошла мимо этого немецкого триллера – “Жизнь других” в 2007 году получил награду как лучший фильм на иностранном языке. 

“Шпион, выйди вон!” (2011 г.)

О чем: В руководстве британской разведки завелся “крот”. Ушедшего в отставку разведчика Джорджа Смайли просят вычислить советского шпиона.

Снова экранизация романа Джона Ле Карре. Фильм “Шпион, выйди вон!” заслужил репутацию одного из лучших шпионских триллеров нашего времени. Искусный, как шахматная партия двух гроссмейстеров. Напряженный, даже несмотря на неторопливый темп повествования. Меланхоличный и стильный, будто прямиком из 1970-х.

Помимо традиционно для Джона Ле Карре закрученного сюжета, “Шпион, выйди вон!” радует географией и актерским ансамблем. Приятно осознавать, что создатели фильма не стали для галочки лепить открыточные виды, хоть не обошлось и без них. Как минимум с изображением Будапешта и Стамбула обошлись бережно, а это большая редкость в наше время.   

Исполнитель главной роли – Гэри Олдмен – был номинирован на “Оскар” за лучшую мужскую роль. Характерно, что автор романа был в не меньшем восторге от работы Олдмена, чем киноакадемики.