“Я предпочту скорее развлекать и надеяться, что люди научились чему-то, чем обучать и надеяться, что они развлеклись”
Уолт Дисней
Сегодня позволю себе побыть неокрепшим пытливым ребенком, жаждущим красивой и понятной истории. Желательно, настолько актуальной и честной, чтобы даже не возникало сомнений в искренности увиденного и желании утешить, подбодрить и поддержать в скоротечном путешествии под именем жизнь. Даже создавая этот текст, меня не покидает ощущение убегающего мира, постоянно ускоряющегося и требующего внимания. Мира, где хасл культура выжмет тебя и отправит в небытие. “Душа” пришла на помощь. Не в самый востребованный момент, но в тревожный период жизни автора этих и последующих абзацев.
Для меня каждая работа Pixar важна удовлетворением двух ключевых потребностей – путешествие по оригинальному изобретательному сюжету и наблюдение за новыми шагами в развитии анимации. “Душа” прекрасно справляется с обеими, с чем согласны и академики премий Оскар, Золотой глобус и BAFTA, вручив главный приз в номинации “Лучший анимационный фильм”.
О чём же повествует мультфильм? Главный герой – школьный учитель музыки Джо Гарднер. Карьера преподавателя у него не складывается, а попытки заявить о себе, как о джазовом музыканте, сводятся к череде неудач и отказов. После такой презентации можно было бы назвать Джо тривиальным персонажем середнячком, но страсть к джазу, тянущаяся с детства, с годами развилась в виртуозное умение играть на фортепиано.
Однажды жизнь даёт уникальный шанс перспективному музыканту и его берут на пробное выступление в известном джазовом квартете. По закону подлости и развития сюжета, судьба за предоставленную возможность взымает плату в сложного жизненного испытания. Окрылённый успехом Джо по пути домой чудом не попадает под колёса многочисленных автомобилей, но закономерно проваливается в люк, продемонстрировав первый поучительный урок для зрителя: *беспечность на дороге приводит в мир иной*
Дальнейшие попытки вернуться в мир живых и осуществить мечту, ставят множество практических вопросов перед главным героем и ещё больше философских перед зрителем:
- Что такое жизнь и душа?
- Как найти свою искру и отличается ли она от предназначения?
- К чему мы стремимся на самом деле и насколько нивелируем обыденность?
- Проживаем ли мы каждый день или ожидаем будущих свершений?
“Душа” – философское изречение, не дающее ответы на вечные вопросы, чем выгодно выделяется на фоне банальных коллег по жанру. Творение Pixar подсвечивает важные темы, ставя в неудобное положение зрителя, не готового на откровенную беседу. В первую очередь с самим собой.
Не стоит пугаться подтекста – он довольно прост и находится на поверхности. Каждый зритель от мала до велика и с разным художественным багажом после просмотра не пожалеет о потраченном времени. Одним понравится история преодоления трудностей и исполнения желаний, вторым – эпизод воскрешения и переосмысления, третьих зацепит дуализм слепого стремления к цели, а кто-то найдёт для себя множество прикладных примеров моделей поведения.
Прелесть мультипликации в универсальности, ведь какой ещё вид кино работает абсолютно на каждого зрителя? Вопрос только в серьёзности восприятия рисованных персонажей и декораций, который плавно подводит к рассуждению о визуальной составляющей фильма.
В случае с “Душой” откровения не случилось. Pixar в 2017 году с “Тайной Коко” задрал планку настолько высоко, что уже 4 года не в состоянии переплюнуть собственное творение. Как бы я себя не сдерживал, но хочется снова увидеть колоссальный скачок в качестве. Если же забыть о наглом желании, то сегодняшнему произведению есть чем удивить и похвастаться прогрессом в анимации.
Во-первых, восхищает проработка реального мира. Улицы и оживленный поток пешеходов Нью-Йорка проработаны настолько правдоподобно, что вызывают сомнение в наличии анимационной графики. Благо, трендовые овальнолицие персонажи и наличие гротескного загробного мира возвращают зрителя в кресло кинозала. Только до конца не понятно, в какой момент Pixar решили сделать из мифологической буферной зоны лужайку телепузиков с конвеерами по созданию и утилизации душ? Ничего не имею против радужных детских декораций, но баланс зрительского внимания нарушался моментально.
Сюжет и графика это конечно всё хорошо, но картина с главным героем джазистом требует пояснения за музыкальное сопровождение. На выручку три премии, упомянутые в начале материала, которые не поскупились для “Души” на ещё одну победу, но уже в номинации “Лучший саундтрек”. К музыке нет никаких вопросов. Джазовые партитуры настолько классно передают настроение и посыл происходящего на экране, что до жанра мюзикла подать рукой. Добавляем аутентичный джазовый вокал, танцующий коллектив и дело в шляпе.
На итоговое впечатление от фильма влияют две противоположные силы. С одной стороны я хочу кричать во всё горло о том, что каждому необходимо внимательно посмотреть картину, задуматься и вызвать себя на честный внутренний диалог. С другой – мне не даёт покоя, что “Душа” не лучший мультфильм в моей жизни, и не лучший представитель студии Pixar. Мне не хватает той самой эмоциональной связи с персонажами, которая была в прошлых работах, которые намного сильнее отзывались внутри меня, как зрителя и ценителя. Возможно, я как взрослый склонен всё усложнять, но спорить с важностью и актуальностью фильма было бы странно. Всё таки заложенный смысл даёт сильный толчок к размышлениям, а это наиболее ценное и желанное послевкусие.
Единственное на что я готов решиться, так это на рекомендацию к просмотру и вовлечению в собственную жизнь. Ведь если не джазовать, по завету обновлённого Джо, то можно окончательно опустить голову и смиренно блуждать в неизвестном направлении.