Время (2021) / Рецензия

Время (2021) / Рецензия

Мистический триллер от «автора «Шестого чувства»», в котором герои стареют не по дням, а по часам, а зритель ждет фирменного «шьямалановского твиста».

Новый фильм мастера твистовых финалов М. Найта Шьямалана только вышел в прокат, а уже разделил критиков и зрителей на два лагеря – за и против. С творчеством Шьямалана, впрочем, это не впервой – он с успехом прошел путь от оскаровских номинаций до лауреата «Золотой малины», с последующим «восстановлением» репутации. «Время» снова, видимо, испытывает постановщика на прочность, хотя еще рано говорить фиаско это, шаг назад или топтание на месте.

Для контекста стоит сделать ремарку, что сюжеты, придуманные и написанные в качестве сценариста, Шьямалану удаются куда лучше. Адаптированные – провальные «Повелитель стихий» был создан по мотивам первого сезона мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге», а «После нашей эры» задумкой Уилла Смита. «Время» же – адаптация графического романа швейцарцев Пьера Оскара Леви и Фредерика Петерса.

Время (2021) / Рецензия
(from left) Prisca (Vicky Krieps), Maddox (Thomasin McKenzie), Guy (Gael García Bernal) and Trent (Luca Faustino Rodriguez) in Old, written and directed by M. Night Shyamalan.

По сюжету супружеская пара едет на тропический курорт с маленькими детьми. Этот отпуск для них последним перед разводом, но детям родители об этом еще не сообщили. Вскоре менеджер ресорта в качестве бонуса для избранных гостей отправляет семейство и еще нескольких постояльцев отеля на уединенный пляж. По закону жанра тропический рай оборачивается для них сущим кошмаром – время в этом уединенном уголке течет намного быстрее, чем обычно и полчаса равняются году жизни, а выбраться из этой «ловушки времени» невозможно.

Изобретательный сюжет интриговал еще на стадии трейлера, учитывая ко всему и неплохой актерский состав (Гаэль Гарсия Берналь, Вики Крипс, Руфус Сьюэлл, Томасин Маккензи и Алекс Вольф). Но подвох с финалом, не столь важен, потому что фильм настолько очевидно усыпан «роялями в кустах», «чеховскими ружьями» и проговариваемыми объяснениями «очевидного и невероятного», что добравшись до него вместо ожидаемого «вау» вырывается «а, да, ну окей».

Вычурная нелогичность и нарочитая гротескность Шьямаланом используется не впервой – вспомните хотя бы «Явление», в котором изобиловали сцены говорящего с искусственным цветком героя Марка Уолберга или ополоумевшей старушки, хотя в том же «Визите» подобное наоборот органично вплелось в органику фильма. Выбор места действия многие сравнивают с сериалом «Остаться в живых», хотя как раз упомянутое «Явление» кажется здесь больше уместным как своеобразный стилистический самоповтор, только одна неправдоподобная вещь (там это растения, выпускающие опасный токсин, способный погубить всех людей) заменена на пляж с временной аномалией. И даже безумные операторские «выкрутасы» Майка Юлакиса, дико раздражающие во время просмотра то скачками, то расфокусом или же сверх крупными планами, в конце концов, складываются в пазл общей задумки и стилизации. Но знаете что, в этом всем находишь прелесть. Хоть многих такой прием будет откровенно раздражать, особенно диалоги, которые усугубились в дубляже и часто вызывали улыбку с реакцией «что???».

Время (2021) / Рецензия
(from left) Maddox (Thomasin McKenzie) and Trent (Alex Wolff) in Old, written for the screen and directed by M. Night Shyamalan.

Взвешивая все за и против, финальным аргументом все-таки стало, что это не худший фильм в фильмографии режиссера. Да, это эмоциональные американские горки, когда спектр чувств к фильму балансирует от действительного саспенса и переживания, до смеха, от показанной на экране профанации, выдаваемой за нечто большее и уместной в какой-нибудь «бэшке». Хоть и с горем пополам, пазл складывается в единое полотно. Логические нестыковки, которые уже стали легкой мишенью для глумливой критики,портят впечатление от любого фильма. Если все-таки принять правила игры, то проникаешься и сюжетом, и очевидными прописными истинами, которые несмотря на тривиальность остаются верными.

«Время» – один из тех редких случаев, когда, выходя с сеанса, хочется фильм ругать, а потом внезапно защитить от нападок лавины критики. Вот такой он Шьямалан! Но принимать решение тратить время на «Время» остается за вами.

★★★☆☆