Мистический триллер от «автора «Шестого чувства»», в котором герои стареют не по дням, а по часам, а зритель ждет фирменного «шьямалановского твиста».
Новый фильм мастера твистовых финалов М. Найта Шьямалана только вышел в прокат, а уже разделил критиков и зрителей на два лагеря – за и против. С творчеством Шьямалана, впрочем, это не впервой – он с успехом прошел путь от оскаровских номинаций до лауреата «Золотой малины», с последующим «восстановлением» репутации. «Время» снова, видимо, испытывает постановщика на прочность, хотя еще рано говорить фиаско это, шаг назад или топтание на месте.
Для контекста стоит сделать ремарку, что сюжеты, придуманные и написанные в качестве сценариста, Шьямалану удаются куда лучше. Адаптированные – провальные «Повелитель стихий» был создан по мотивам первого сезона мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге», а «После нашей эры» задумкой Уилла Смита. «Время» же – адаптация графического романа швейцарцев Пьера Оскара Леви и Фредерика Петерса.
По сюжету супружеская пара едет на тропический курорт с маленькими детьми. Этот отпуск для них последним перед разводом, но детям родители об этом еще не сообщили. Вскоре менеджер ресорта в качестве бонуса для избранных гостей отправляет семейство и еще нескольких постояльцев отеля на уединенный пляж. По закону жанра тропический рай оборачивается для них сущим кошмаром – время в этом уединенном уголке течет намного быстрее, чем обычно и полчаса равняются году жизни, а выбраться из этой «ловушки времени» невозможно.
Изобретательный сюжет интриговал еще на стадии трейлера, учитывая ко всему и неплохой актерский состав (Гаэль Гарсия Берналь, Вики Крипс, Руфус Сьюэлл, Томасин Маккензи и Алекс Вольф). Но подвох с финалом, не столь важен, потому что фильм настолько очевидно усыпан «роялями в кустах», «чеховскими ружьями» и проговариваемыми объяснениями «очевидного и невероятного», что добравшись до него вместо ожидаемого «вау» вырывается «а, да, ну окей».
Вычурная нелогичность и нарочитая гротескность Шьямаланом используется не впервой – вспомните хотя бы «Явление», в котором изобиловали сцены говорящего с искусственным цветком героя Марка Уолберга или ополоумевшей старушки, хотя в том же «Визите» подобное наоборот органично вплелось в органику фильма. Выбор места действия многие сравнивают с сериалом «Остаться в живых», хотя как раз упомянутое «Явление» кажется здесь больше уместным как своеобразный стилистический самоповтор, только одна неправдоподобная вещь (там это растения, выпускающие опасный токсин, способный погубить всех людей) заменена на пляж с временной аномалией. И даже безумные операторские «выкрутасы» Майка Юлакиса, дико раздражающие во время просмотра то скачками, то расфокусом или же сверх крупными планами, в конце концов, складываются в пазл общей задумки и стилизации. Но знаете что, в этом всем находишь прелесть. Хоть многих такой прием будет откровенно раздражать, особенно диалоги, которые усугубились в дубляже и часто вызывали улыбку с реакцией «что???».
Взвешивая все за и против, финальным аргументом все-таки стало, что это не худший фильм в фильмографии режиссера. Да, это эмоциональные американские горки, когда спектр чувств к фильму балансирует от действительного саспенса и переживания, до смеха, от показанной на экране профанации, выдаваемой за нечто большее и уместной в какой-нибудь «бэшке». Хоть и с горем пополам, пазл складывается в единое полотно. Логические нестыковки, которые уже стали легкой мишенью для глумливой критики,портят впечатление от любого фильма. Если все-таки принять правила игры, то проникаешься и сюжетом, и очевидными прописными истинами, которые несмотря на тривиальность остаются верными.
«Время» – один из тех редких случаев, когда, выходя с сеанса, хочется фильм ругать, а потом внезапно защитить от нападок лавины критики. Вот такой он Шьямалан! Но принимать решение тратить время на «Время» остается за вами.
★★★☆☆