Похороны в Берлине (1966) / Рецензия

Похороны в Берлине (1966) / Рецензия

Жанр: триллер

Режиссер: Гай Хэмилтон

В ролях: Майкл Кейн, Пауль Шубшмид, Оскар Хомолка, Ева Ренци

Сюжет: Агента британской разведки отправляют в Берлин. Его цель – встретиться с потенциальным высокопоставленным перебежчиком из ГДР.

Похороны в Берлине (1966) / Рецензия

В классической трилогии об агенте Гарри Палмере, как правило, выделяют первый фильм – “Досье “Ипкресс”. При всех его достоинствах, лично я больше люблю вторую картину – “Похороны в Берлине”. В том числе за баланс между выдумкой и реальностью.

Забавно, что условную антибондовскую кампанию начали люди, имевшие прямое отношение к “бондиане”. Продюсеры и даже режиссер Гай Хэмилтон уже успели поработать над фильмами об агенте 007. Хэмильтон и позже будет снимать их.  Однако в 1966 году он вспомнил о военном, почти шпионском прошлом и создал умеренно правдоподобный фильм о британском разведчике, благо был литературный источник. Я говорю “умеренно”, потому что уже вышел “Шпион, пришедший с холода”, на фоне которого фильмы о Бонде воспринимаются как шапито имени Остина Пауэрса. 

О фильме “Похороны в Берлине” не могу этого сказать. Он напрочь лишен экшена, но детективная составляющая крепка. Контраст между западным и восточным Берлином подается под идеологическим соусом, но развесистую клюкву в нем почти не найти. 

Главный герой, несмотря на множество сходных черт, совсем не Бонд. Начиная с того, что Палмер – мошенник, которого заставили работать на британскую разведку. Заканчивая тем, что он старается избегать убийств. Вроде серьезные различия по двум важным пунктам, но в остальном это похожие люди. С одним или несколькими “но”.

Похороны в Берлине (1966) / Рецензия

Бонд всем видом показывает, что он “сам би собі дав”. Глядя на Палмера, видишь вежливого до оскомы человека, который устал общаться с идиотами. Агент 007 без выпендрежа не способен сделать и глотка спиртного. Палмер пьет, потому что любит это дело и потому что алкоголь оказался под рукой. 

Нечто похожее наблюдается и в общении с женщинами. С современных позиций оба – сексисты, но Бонд спит с женщинами, чтобы очаровать зрителя, а Палмер – потому что бабник. 

Отдельно следует сказать, что последний – не просто поклонник музыки Моцарта, но прямо-таки музыкальный сноб. И его шутки на эту тему уничтожают любой юмор в “бондиане”. Да, Гарри Палмер – циничный “брат” Джеймса Бонда. Узнать о его существовании – почти тоже самое, как впервые услышать о Майкрофте Холмсе. 

Похороны в Берлине (1966) / Рецензия

“Похороны в Берлине” – шпионский триллер времен холодной войны, за который не стыдно. Сценарий достаточно внятный. Второстепенные актеры играют от души. Майкл Кейн с сумасшедшей легкостью уделывает всех “Бондов” – от Коннери до Крейга. Автор темы Бонда – Джон Барри – в этом случае создал попурри из маршей, которое идет в шаг с настроением и задает ритм.

Впрочем, серии о Гарри Палмере это не очень помогло – летающие ранцы и генерал Гоголь оказались финансово успешней шуток Кейна о том, кто победит: Моцарт или военный оркестр.