Три триллера: Манн, Кассаветис, Буассе

В новом обзоре – три криминальных фильма, которые объединяет жанр и стремление режиссеров сделать нечто непохожее, используя, казалось бы, обычные методы. 

“Вор” (1981 г.) 

Жанр: неонуар, триллер

Режиссер: Майкл Манн

В ролях: Джеймс Каан, Тьюсдей Уэлд

Даже после десятков фильмов с плюс-минус похожим сюжетом, “Вор” воспринимается мной как эталон. Сложно вспомнить криминальный фильм, в котором бы хронометраж использовался так расчетливо. Умеренно скучные первые полчаса дают почву, с которой Манн начинает разгон. И даже эти тридцать минут имеют значение для сюжета, для понимания персонажей.

Работа с цветом и ракурсами – классическая в лучшем смысле этого слова.  Важные события происходят ночью и режиссер умеет снимать такие сцены. Детальные, на грани с утомительностью, сцены ограблений. Внятный герой, из которого не пытаются слепить хорошего парня. Я честно понимаю, почему “Вор” участвовал в основном конкурсе на Каннском кинофестивале, и также честно не понимаю, почему лучшим фильмом Манна при этом считают “Схватку”. 

Необычайно пафосный финал с весьма условным хеппи-эндом лишь подчеркивает то, что режиссер четко понимал, о чем и о ком он снимал фильм. Герой Джеймса Каана уже не является вором, поэтому иная концовка попросту могла бы убить картину. Шедевр, как минимум в своем жанре, задавший стандарты на десятилетия.  

“Убийство китайского букмекера” (1976 г.)

Жанр: драма, триллер

Режиссер: Джон Кассаветис

В ролях: Бен Газзара, Сеймур Кассел

Название фильма – некоторым образом обманка. Самому убийству отведено крайне мало времени. До того, как оно происходит, Кассаветис делает все, чтобы зритель забыл о названии фильма. После убийства – аналогично. Много времени уделено сценам в клубе, которые далеки от совершенства, однако реалистичны. Для сюжета они не имеют значение, зато добавляют атмосферы. “Убийство китайского букмекера” сочетает в себе драму и неонуарный триллер, с упором на первой.

Кассаветис больше показывает, чем рассказывает. Тем самым он соединяет авторское и жанровое кино, которое непросто оценить поклонникам и первого, и второго. Фильм атмосферный, а не остросюжетный. Есть ощущение причастности, присутствия; местами – документальная съемка.  

“Убийство китайского букмекера” в большей степени сосредоточен на центральном персонаже и уже через него показывает причины, по которым тот оказался в безвыходной ситуации. Событие, легшее в название фильма – это следствие. Если ты должен мафии денег, но у тебя их нет, то ты должен. Что именно – решат за тебя и без тебя.

Не простой для восприятия фильм, ценность которого проще понять после второго, а то и третьего просмотра.   

“Полицейский” (1970 г.)

Жанр: Триллер

Режиссер: Ив Буассе

В ролях: Мишель Буке, Джанни Гарко  

Технически самый незатейливый из трех фильмов. Элементы неонуара присутствуют, но в визуальном плане они минимальны. Вместе с тем, мрачный тон фильма и умеренно запутанный сюжет, на мой взгляд, позволяют классифицировать его как неонуар.

В “Полицейском” размываются рамки между добром и злом, а обычное разделение на антагонистов и протагонистов теряет значение. Изначально типичный фильм о мести постепенно превращается в жестокую и извращенную историю, в которой мораль отсутствует.

Некоторые сцены по прошествии лет выглядят нереалистично. Хотя все равно понятно, почему у картины были проблемы с цензурой. Актерская игра скромная, но не отталкивающая. Приятно увидеть, что Джанни Гарко может быть не только неубиваемым Сартаной из спагетти-вестернов. Мишель Буке создал персонажа, который в равной степени вызывает сочувствие и отторжение.     

Режиссер Ив Буассе сделал акцент на сюжете, и это выглядит оправданным решением. “Полицейский” – крепкий, мрачный триллер, почти неподверженный клише.