На постсоветском пространстве существует понятие народный режиссер. Получить это звание желают многие, но путь для большинства закрыт. Вот культовые авторы из советского наследия, согласно личных координат: Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Аркадий Гайдай. Остальные режиссеры нуждаются в притягивание за уши. Звание уж больно тяжелое и сложное.
После распада империи появились яркие авторы, но до культовых либо не доросли. Истинных народных так никого и не найдем. Вакантное место не терпит пустоты.
Сложно логично объяснить, но место это занял чопорный англичанин Гай Ричи. Далекий родственник Эдуарда I. Выросший в поместье XVI века парень неожиданно стал рассказывать о культуре низов из спальных районов Лондона. Для турбулентных 1990-х и неопределившихся “нулевых” постсоветской действительности яркий автор нашел путь к сердцу зрителя.
Добавив аристократичности в сложной смеси уличных правил, фильмы Гая Ричи один за другим завоевывали публику Украины, России и других бывших республик СССР. Фразы из произведений стали цитироваться к месту и не к месту. Отдельное спасибо Дмитрию “Гоблину” Пучкову за ранние смелые не популистские переводы.
Но…
Гай Ричи стал отворачиваться от парней.
Появились релизы для удовлетворения сиюминутных нужд – смотри фильм для Мадонны. Дальше – хуже: голливудские проекты разной успешности, с постепенным отказом от собственных фишек.
“Шерлоки” еще более или менее были близки к раннему Гаю Ричи. Уже в “Мече короля Артура” замечается “усталость” от пацанчиков. Как-то на фоне Артура его противник в исполнение Джуда Лоу выглядел умнее, предпочтительнее. Об “Алладине” просто промолчу.
Появились “Джентльмены”. Продвигался фильм как возвращение к истокам: Лондон, криминальная среда, стиль. В пабликах, Telegram-каналах форсировалась фраза “Ричи вернулся”. В некоторой степени это справедливо. Приличные кассовые сборы, на нашей территории, цитирование — тому доказательства. Динамика, шутки и яркие персонажи. Автор в родной стихии.
Но…
Меня ждало разочарование. В центре неяркие маргиналы с уникальным (для меня) пониманием жизни.
В “Джентльменах” же основным рассказчиком выведен персонаж Раймонда Смита в исполнение Чарли Ханнэма. Человек из роскошного дома и в брендовой одежде действиями и словами изображающий отношение к бывшим главным персонажам из фильмов Гай Ричи. Подчеркнув это страстным монологом о ненужных, лишних…
Аристократ Гай Ричи удаляется, отгораживается забором от парней из лондонских спальных районов. Он о них не забывает, не вычеркивает из действия. Только бровей Колина Ферта в костюме расцвета челночных сумок не хватает. Теперь такие персонажи сбоку и подаются в негативном свете.
Я рад, что режиссер растет, развивается, делает разное кино. Лично не прощу, что Ричи отгораживается от истоков…
Выход “Гнева человеческого” доказывает, что режиссер готов идти по пути ремесленников и выдавать очередной пацанский фильм с Джейсоном Стэйтемом.
Издатель cineast.com.ua.
Член спілка кінокритиків України
Організатор: Бардак. Фестиваль короткометражного незалежного українського кіно