Жанр: криминальная драма
Режиссер: Акиро Куросава
В ролях: Тосиро Мифунэ, Масаюки Мори, Матико Ке
Сюжет: На лесной дороге напали на супружескую пару: самурая убили, а его жену изнасиловали. Преступника задержали, но свидетели и участники событий дают противоречивые показания.
Если фильм снят по литературному произведению, к которому я неравнодушен, то мои симпатии всегда буду на стороне первоисточника. Поэтому “Расемон” Акиры Куросавы мне не понравился. Дело не касается визуальной составляющей. Хотя фильм снят чуть более семидесяти лет назад всего в трех локациях, работа постановщика и оператора выглядит недостижимой вершиной даже для многих современных кинематографистов. Историю без слов режиссер рассказывает на отлично. Увы, других достоинств у “Расемона” я не увидел.
Куросава с самого начала отходит от первоисточника – рассказа Акутагавы Рюноскэ “В чаще”. Это объяснимо и логично, потому что у писателя история представлена в виде серии монологов очевидцев и не имеет завязки как таковой. Режиссеру же снимал полнометражный фильм по рассказу объемом в пару страниц. Он взял название и первую локацию – ворота Расемон – из другого рассказа Акутагавы, и это решение неожиданно идет на пользу повествованию. Есть место действия и есть некая непостижимая история. Интрига закручена как следует.
А дальше Куросава начинает растягивать повествование, из-за чего появляется много необязательных сцен. Хуже того – режиссер серьезно меняет показания одного из героев. Фильм провисает, путает и снова провисает. Рассуждения о символизме света и тени в этом фильме оставим киноведам. Простого зрителя этого вряд ли заинтересует.
Ближе к концу Куросава демонстрирует еще одну отличную идею. Все рассказы о случившемся хоть в чем-то противоречат друг другу. Специально для фильма придумана еще одна версия. Подвергнись и она сомнению – был бы смысл говорить о преемственности фильма в отношении рассказа. Да, не канон, но дерзко и в духе оригинального рассказа. Куросава сделал иначе.
Здесь скажу пару слов о первоисточнике. Рассказ “В чаще” лишен морализаторства и оценок героев. Также – и это главное – текст не дает ответа на вопрос, что же произошло. Читатель может строить сколько угодно догадок, но к истине он не приблизится. Ответа не существует.
Что происходит в фильме “Расемон”? Добавлена мораль и придуман ответ на вопрос. Причем мораль буквально суют зрителю под нос и лупят ею по лбу. Смотрится прямолинейно и глупо. Рассказ “В чаще” оставляет читателю право на мнение. Фильм “Расемон” навязывает зрителю режиссерскую точку зрения. Разница – колоссальная.
Кино под пиво