
Жанр: драма
Режиссер: Ингмар Бергман
В ролях: Лив Ульман, Эрланд Юзефсон

Сюжет: После десяти лет брака Йохан и Катарина оказываются на грани развода.
“Сцены из супружеской жизни” – разговорный фильм, камерно снятый с минимумом локаций. Основные планы – крупные или средние. Героев двое и большую часть фильма – а это три часа – они общаются между собой. С выходом фильма связывают тот факт, что в некоторых скандинавских странах выросло количество разводов, а также количество обращений за семейной консультацией.
Изначально был снят и показан по телевидению мини-сериал из шести эпизодов общей продолжительностью 281 минуту. Позднее Бергман сделал из этого материала театральную версию на 167 минут.

Отношения в браке и распад брака – постоянные темы в творчестве Ингмара Бергмана. Эти его исследования последовательны и немного фанатичны. Предположу, что дело в личных мотивах – в браке родителей были проблемы, да и сам режиссер был женат неоднократно. В фильме “Сцены из супружеской жизни” Бергман хладнокровно деконструирует брак двух людей. Не просто рассказывает слезливую историю о вечной любви, которая разбивается о скалы быта, а показывает, как все происходит. Со знанием дела, не проявляя сочувствия ни к кому из героев. За скобки вынесены дети и родители пары, акцент сделан исключительно на отношениях между супругами.
С самого начала режиссер и оператор задают фильму документальный, а следовательно и более интимный тон. Интересно, что даже в первой – вроде как наиболее счастливой сцене – считываются некоторые различия во взглядах супругов. Это заметно по микровыражениям и языку тела главных героев.
Мне очень импонирует игра Лив Ульман и Эрланда Юзефсона, особенно в первой половине фильма. Во второй половине порой проявляется излишняя театральность, но все равно их работа завораживает. Чаще можно поверить, что эти двое на самом деле говорят друг с другом, забыв о камере или в крайнем случае играют друг для друга. Очень естественная подача от обоих актеров, без которой плотный и насыщенный диалог Бергмана не сработал бы.

“Я заметил, что о каждом человеке можно сказать все что угодно, и где-то это соответствует истине”
Герои Бергмана обманывают сами себя, пытаются отомстить другу другу и остаются подвержены инстинктам больше, чем разуму. Люди слабы, порочны и ранимы. Именно на этом, как кажется, делается акцент. Фильм в меньшей степени снят для того, чтобы дать оценку героям, повесить на них ярлыки и отправить на распродажу стереотипов.

Да и вряд ли картина сделана с целью показать историю любви. Скорее, это киноэссе, среди прочего о честности. О ее видах, о ее пределах, о возможностях, которые она дает. Не увидел у режиссера морализаторства. “Сцены из супружеской жизни” – история о двух испуганных людях, которые живут, как умеют.