Агирре, гнев божий (1972) | Мнение

Жанр: драма

Режиссер: Вернер Херцог

В ролях: Клаус Кински, Руй Герра

Сюжет: Экспедиция конкистадоров отправляется на поиски страны Эльдорадо. Столкнувшись с трудностям, начальник экспедиции разделяет отряд. Часть путешественников отправляется в путь по реке. .

С бюджетом, при виде которого большинство современных киноделов хлопнулось бы в обморок – всего-то 370 тысяч долларов, – Вернер Херцог сотворил чудо. Конечно, он был вооружен украденной из Мюнхенской киношколы камерой, собственным безумием и беспрецедентным доверием съемочной группы. И все же это могло не сработать, однако сработало, поэтому я и говорю о чуде. 

Производственную нищету Херцог превратил в сокровище. Костюмы на актерах в условиях другого фильма смотрелись бы, как бутафорская рванина из гардероба третьесортного театра. А в условиях “Агирре…” все органично. Если бы конкистадоры появились на экране разодетые, как павлины, то это убило бы всю веру в реальность происходящего. Поэтому шлемы и доспехи должны быть в грязи и ржавчине, а одежда – мешковатой и выцветшей. Люди отправлялись искать Эльдорадо, а не на бал к королю Испании.

Актерская игра в “Агирре…” более чем скромная, но это никоим образом не делает фильм хуже. В конце концов есть сумасшедший Клаус Кински, на которого сложно смотреть, не испытывая одновременно отвращение и восхищение. Есть все остальные – хорошие, плохие ли, и вот это чудовище – Агирре. Которое прорубается в джунгли с таким упорством, как будто возвращается в родной дом. Несмотря на умение мыслить, говорить, анализировать и испытывать чувства, по сути своей он куда ближе к животному, чем к человеку.

Конечно, существует различие между Агирре – историческим персонажем и Агирре – персонажем фильма Вернера Херцога. Последний – лишь одно из орудий в руках режиссера. С его помощью Херцог придает окончательную форму своей мрачной притче.

К слову, что меня завораживает в фильме едва ли не больше всего, это то, как незаметно он переходит из жанра в жанр. “Агирре…” начинается, как реалистичный фильм, едва ли не историческая реконструкция. И сложно понять, где картина становится фарсом, где абсурдом, а где притчей. Переходы незаметны, тон фильма меняется плавно. Думаю, этому способствует, в том числе, и ритм повествования. Операторская работа и саундтрек – строгие, почти аскетичные, но как же это к месту. Удивительно сбалансированный фильм, особенно учитывая условия, в которых он снимался, и минимальные средства на его производство. 

Следует сказать, что съемочная группа не только пять недель самолично прорубала себе путь к локациям по перуанским джунглям, но и терпела террор со стороны Кински. Дошло до того, что Херцог пригрозил убить сначала актера, а потом себя. Из этого родилась легенда, что Херцог угрожал Кински пистолетом. Режиссер утверждает, что угроза был устной.    

Если позволить себе максимально некорректное сравнение, то “Агирре…”, как произведение искусства, ближе к пирамидам майя, чем, например, к картинам Веласкеса. Нечто монументальное, необъятное, немного пугающее и вообще не очень понятно, как это удалось создать. Не будь этого фильма, мир бы не изменился, но содержимого стало бы меньше.