Дорога (1982) | Блог

Жанр: драма

Режиссер: Йылмаз Гюней, Шериф Герен

В ролях: Тарык Акан, Халиф Эргюн, Шериф Сезер, Мераль Орхонсай

Сюжет: Турция после военного переворота 1980 года. Нескольких заключенных отпускают из тюрьмы на неделю. Кто-то едет к невесте, кто-то к жене. Кого-то ждут родственники, которые винят его в смерти сына, кого-то – семья, требующая убить их дочь.

У турецкого фильма “Дорога” необычная судьба. Его делали два режиссера, один из которых во время съемок находился в тюрьме. Знакомая для украинцев ситуация, когда фильм сидевшего в российской тюрьме Олега Сенцова “Номери” снимал Ахтем Сеитаблаев.

Дальше совпадений меньше. Автор сценария и режиссер Йылмаз Гюней сбежал из тюрьмы, был вывезен из Турции, и уже во Франции монтировал по факту свой фильм, снятый Шерифом Гереном. В 1982 году “Дорога” получила Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Картина разделила награду с фильмом Коста-Бравоса “Пропавший без вести”. Кстати, обе ленты были запрещены к показу в странах, о которых шла речь в сюжете – Турции и Чили. “Дорогу” на родине режиссеров впервые показали только спустя 17 лет после выхода фильма и то – цензурированную версию. Более того – проблемы с цензурой не оставили фильм и в наше время. В 2017 году его показали в Каннах на стенде турецкого кино. С одной стороны, в ленту добавили сюжетную линию, не попавшую в финальный монтаж. С другой, насколько могу судить по отзывам из нескольких источников, подчищены или удалены сцены в Курдистане. Я смотрел версию, в которой ни надпись “Курдистан”, ни события в деревне не вырезаны.

“Дорога” поднимает вопросы личностных свобод в условиях военной диктатуры, конкретно – женских прав и свобод в условиях патриархата. И все же это не социальный манифест, а произведение искусства. Не идеальное в исполнении, однако честное. Натурные съемки радуют многообразием: небольшие городки, города побольше, деревни на границе с Сирией и в горах. Атмосфера тоже не подгуляла: курящие дети в трущобах, подростки, одержимые кровной местью, повсюду военные патрули, проверки документов, обыски. 

И тут же – религиозность, бордели и пьянство.

Немного традиций, чуть больше бытовых мелочей – визуально и по наполнению колоритное кино. Без шикарных ракурсов, но вполне самобытное. Турция 1980-х показана без прикрас, при этом оставаясь узнаваемой и для тех, кто был в этой стране в XXI веке. 

Есть проблемы с некоторыми актерами второго плана, имеющими небольшие реплики. Впрочем, их недоигрывание хоть и бросается в глаза, на впечатление о фильме не влияет. В целом актерская игра – не выдающаяся, но убедительная. Особо стоит отметить известного и популярного на тот момент турецкого актера Тарыка Акана. Он, к слову, тоже успел посидеть несколько месяцев в тюрьме после переворота 1980 года.

Критику отношения к женщине в Турции режиссер Гюней, тем не менее, выстраивает весьма патриархальным образом – через героев-мужчин. Они главенствуют на экране, их чувства показаны в большей степени, их поступки имеют значение. Вероятно, так и было задумано. Женщины в фильме принимают решения – нравственные или безнравственные – но вне кадра.

Yol (1982)

Показательна сцена, в которой один из героев рассказывает невесте, как они будут жить. Мужчина говорит: он будет решать, во что его жена будет одеваться, что правильно, а что нет и так далее. Девушка влюблено смотрит на него и едва ли не с восторгом отвечает ему: “Как ты здорово это все придумал! Ты этому всему в тюрьме научился?”. Сцена поставлена абсолютно серьезно, без намека черный юмор, но интонации режиссера трудно истолковать неоднозначно. Слишком явный подтекст.

“Дорога” – фильм жесткий и грустный, но не жестокий и не отвратительный. У авторов не было цели эксплуатировать натуралистичность насилия. Достаточно было просто показать, что оно существует. Судя по тому, как долго фильм был запрещен в Турции – вышло убедительно.