Жанр: трагикомедия
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Жаклин Биссет, Жан-Пьер Лео, Валентина Кортезе, Жан-Пьер Омон, Франсуа Трюффо
Сюжет: Режиссёр Ферран снимает сентиментальный фильм «Встречайте Памелу» в студии Викторины, расположенной в Ницце. Съёмки фильма продолжаются шесть недель. За это время участники съёмок, имеющие различные характеры, ожидания и жизненные позиции, устраивают массу конфликтных ситуаций. Здесь замешано всё — любовь и ревность, усталость и стрессы. Но, несмотря ни на что, они объединены единой страстью — кинематографом, и ради создания этого фильма они готовы пойти на любые жертвы.
“Американская ночь”, в первую очередь, – фильм для синефилов. Франсуа Трюффо показывает закулисье съемочного процесса, при этом магия кино не исчезает. Жонглируя такими жанрами, как псевдодокументалистика и мелодрама, французский режиссер создал фильм-аттракцион.
“Американская ночь” (La Nuit américaine) – французское название процесса кинопроизводства, при котором дневные сцены на открытом воздухе снимаются для имитации ночных съемок.
Несмотря на обилие смешных моментов, картина не становится откровенной комедией, да и мелодрамой остается ровно, сколько нужно. Вкрапление драмы уместно добавляет горькую ноту. Вместо анекдота о том, как снимают кино, “Американская ночь” стала признанием в любви кинематографу.
Мы снимем эту сцену, когда вы найдете кота, понимающего, что такое кино.
Порой кажется, что персонаж режиссера в исполнении Трюффо, подан не без самолюбования. Он сосредоточен на работе и не подвластен страстям, которых не удается избежать другим членам съемочной группы. Вместе с тем минимум одна сцена показывает, что Трюффо относится к своему персонажу также снисходительно, как и к остальным. Речь идет о моменте, когда режиссер сначала приходит к актрисе, чтобы оказать поддержку, а потом использует ее откровения для сценария фильма. Сразу же герой Трюффо становится приземленным и не таким уж положительным.
И все же герой более отстранен от зрителя, чем актеры или участники съемочной группы. Кризисы в личной жизни, неприятности с проявкой пленки, новые требования продюсеров, постоянно переписываемый сценарий – герои справляются со всеми трудностями буднично и находчиво. Таким образом Трюффо создает иллюзию, в которой легко забыть, что актеры – персонажи фильма о фильме.
“Американская ночь” не ставит перед зрителем фундаментальных вопросов. Из-за этого картину несложно упрекнуть в легковесности. Однако за внешней непритязательностью скрывается находчивый, запутанный и логичный сценарий, получивший номинацию на “Оскар”. Если бы возникла необходимость охарактеризовать фильм Трюффо двумя словами, то я бы использовал следующие – развлечение и наслаждение.
Кино под пиво