Дата выхода: 1978 год
Жанр: драма
Создатель: Дэвид Джейкобс
В главных ролях: Виктория Принсипал, Патрик Даффи, Ларри Хэгман, Кен Керчивал, Джим Девис, Барбара Бел Геддес
Первый сезон “Далласа” меня порадовал. На каждый характерный для “мыльной оперы” минус у него находится плюс, а то и несколько. Кажется, что первая серия нудная и тягостная, однако потом понимаешь, что за 46 минут представлены все основные герои и обозначены предстоящие конфликты. Неплохо.
Персонажи не картонные, а их проработке и глубине уделяется время в каждой серии. Как часто это бывает со старыми фильмами или сериалами, здесь хватает наивного – от речей и представлений о мире до актерской игры. Однако с невинным выражением на лице “Даллас” замешивает ядреный коктейль, в основе которого коррупция, спиртное и секс.
Именно количество экранных отсылок к сексу меня удивило больше всего. В детстве это совершенно не бросалось в глаза. Несколько примеров, которыми дело не ограничивается.
Несовершеннолетняя старшеклассница соблазнила взрослого мужчину. На экране их отношения ограничиваются валянием на сеновале. Есть еще непрозрачный намек на то, что она лезет к нему в джинсы, в то время, как он везет ее в школу. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что спустя несколько сезонов эти персонажи окажутся кровными родственниками – дядей и племянницей.
Другой пример. Один из главных героев Бобби Юинг ведет молодую жену Памелу Барнс в конюшню, чтобы научить ездить верхом. Оставим в стороне такие нелепости сюжета, как то, что Пэм сразу достаточно ловко управляется с лошадью и то, что муж оставляет ее без присмотра, чтобы подслушать один разговор. Тут интересней другой момент: подсаживая Памелу на лошадь, Бобби выразительно смотрит на ягодицы жены, буквально вытаскивает ее из стремян и говорит, что у них в комнате есть дела поважнее. Она его отговаривает, но в сериале постоянно подчеркивается – им часто нужен секс друг с другом.
Или взять главного злодея сериала – Джей-Ар Юинга, который не может представить, что его жена будет носить черный кружевной пеньюар, потому что она – леди. А после криков жены о том, что они совсем перестали заниматься любовью, герой в ужасе убегает к секретарше. Естественно, за сексом. А оскорбленная его черствостью любовница идет на свидание с главным врагом Джей-Ара и не только отдается ему, но и угощает за деньги босса.
Самое интересное, что такое внимание к сексу не кажется избыточным. Наоборот, благодаря этому персонажи смотрятся живее. В них проще поверить. Это же касается и выпивки. Когда в последней серии сезона трое героев независимо друг от друга напиваются в хлам во время барбекю, а еще один не расстается с бокалом, то это воспринимается как само собой разумеющееся. Потому что вокруг героев происходит множество событий и пьянство не становится главной темой серии. Кто-то пьет от унижения, кто-то от отчаяния, кто-то скрывая гнев и страх, и предпосылки для такого поведения прописаны отлично.
Я бы удивился, если бы в американском сериале удержались от съемки серии с захватом заложников. Не так давно я ругал первый сезон “Банши” за этот штамп. Пусть это прозвучит лицемерно, но “Далласу” я не готов предъявить те же претензии. Во-первых, потому что вообще снисходительно отношусь к временам и фильмам, когда те или иные приемы еще не стали штампами. Во-вторых, потому что даже в этой казалось бы прогнозируемой от начала до конца истории есть внятный многоуровневый конфликт. Хотя виной всему опять же секс: Джей-Ар по привычке переспал с чужой женой и теперь муж-реднек хочет получить quid pro quo. И если бы не унылая концовка серии (все равно стремящаяся к оценке “так плохо, что даже хорошо”), то вышло бы весьма пристойно.
Одно из открытий – Юинги хоть и главные герои, но их нельзя назвать положительными. Глава семьи, обокравший друга и партнера и благодаря этому заработавший капитал. Его жена, предавшая любовь юности ради денег и сохранения фамильного ранчо. Их расчетливый, коррумпированный, лицемерный сын, который равнодушием с одной стороны и прелюбодеяниями с другой, толкает жену к алкоголизму. Конечно, есть еще главные герои первого сезона – Бобби Юинг и Памела Барнс, но от их наивного идеализма начинают ныть зубы. Что мне нравится в первом сезоне”Далласа”, так это баланс.
Кино под пиво