Безславні кріпаки | Рецензия

Жанр: приключения, боевик, комедия

Режиссер: Роман Перфильев 

В ролях: Роман Луцкий, Сергей Стрельников, Яков Ткаченко, Андрей Малинович

Сюжет: Правила самурая прості: битися на двох мечах, тренуватися по півдоби і не нариватися на неприємності заради почуттів. Але як виконати бодай одне, коли твоє ім’я Тарас Шевченко, твою дівчину мордує поганець, а твій наставник лупцює тебе, аби натренувати залізну волю? Доведеться стати самураєм за 2 дні: стріляти «по-македонськи», швидко бігати і нарешті перестати витріщатися на гейш. Допрем’єрні покази з 17 грудня.

“Безславні кріпаки” названием и трейлером подготовили к тому, что фильм будет в духе Тарантино. Это и правда, и неправда. Здесь очевидные и не очень отсылки к “Джанго освобожденный”, “Убить Билла”, “Бешеные псы”. Однако именно духа Тарантино у картины нет. Одна из сильнейших составляющих его фильмов – сценарий, а у “Кріпаків” с ним беда.

Визуально фильм выглядит неплохо. Картинка и операторская работа приятно удивляют. Это уже не похоже на утренник в детском саду, который на камеру снял чей-то папа. Чередование планов, съемка с разных ракурсов, внимание к мелочам и деталям – и это уже кино. Экшн-сцены вызывают чуть меньше восторга, но смотря их, не ощущаешь испанский стыд. Сделано добротно. 

А вот история не задалась. Идея свалить в одну кучу Тараса Шевченко, самураев, ниндзя, опиум, казацкие восстания и эстетику Дикого Запада смотрится только на бумаге. Если взять много странной херни и красиво заснять ее на камеру, то получится много странной херни в кадре, а не “Убить Билла”. Особенно если персонажи картонные, диалоги и монологи – оскорбительно вторичные, а актеры работают только в двух режимах – недоигрывание или переигрывание. Окей, по словам режиссера это комикс-кино, аттракцион, фантастика и даже комедия. Не вопрос – никто не требует от фильма зубодробительной серьезности, морали, глубинных смыслов. Вот только для аттракциона “Кріпаки” слишком скучны, для комедии – не смешны, а до абсурда не дотягивают. Юмор есть, просто он специфический. Чтобы рассмешить руганью с экрана мало произнести это на камеру. Можно, пожалуйста, еще соответствующую произнесенному ситуацию и актерскую игру. Хотя, во второй половине фильма, зрители в зале смеялись над шутками. 

Пару слов о персонажах. Главгад – безликий, громкий и одновременно утомительный. Ужасающее сочетание. Любой из “Телепузиков” мог бы быть злодеем с большей харизмой. “Тарас Шевченко” тоже не вызывает ни симпатии, ни антипатии. Он чуть больше похож на живого человека, но персонажа это не спасает. Самурай с украинскими корнями – единственный относительно правдоподобный герой, и это многое говорит о фильме. Стереотипный еврей дважды так лихо пропадает из сюжета, что оба его возвращения вызывают почти изумление: “Ты все еще есть в этом фильме?!”. 

Мне понравилось, что режиссер (он же сценарист) не стал избегать темы антисемитизма в Украине в то время. Она не то чтобы раскрыта, однако, думаю, найдутся люди, которым и этого хватит для нападок.

“Безславні кріпаки” – пример победы формы над содержанием, причем исключительно в украинских реалиях. До фильмов Тарантино, как и до “Красного Солнца” еще очень далеко.

Коментар Валерії Немикіної:

Думаю, українців наразі може переключити і навіть збадьорити така стрічка. Як от мене)) Екшн, треш, Тарантіно, Майдан, Кобзар, Шевченко, японські самураї – повірте, переключає. Я була б навіть рада більшій кількості кітчу та іронії, щоб повністю мозок підірвало, тому що вийшла добра така історія, з цінностями та красивою картинкою. Я тільки не відчула, де ж таки була головна кульмінація. Хочу повести тата на “Безславних кріпаків”, бо добре хуліганство в кадрі і гумор на часі.