Доказательство смерти (2007) | Блог

Жанр: слэшер

Режиссер: Квентин Тарантино

В ролях: Курт Рассел, Розарио Доусон, Зои Белл, Роуз Макгоуэн, Ванесса Ферлито

Три подруги решают развлечься и отправляются в местную забегаловку. Они даже не подозревают, что на этот раз их ждет особый интерес со стороны мужчин. Каскадер Майк украдкой наблюдает за ними из своего автомобиля. Он любит быструю езду и не прочь подбросить до дома симпатичную девушку. А ещё он считает, что выйдет сухим из воды даже в случае самой ужасной аварии.

“Доказательство смерти” – это упражнение в стиле, где верховное божество – фансервис. Взяв за основу слэшер, Тарантино поиздевался над его сущностью. И без того традиционно долгие для жанра подводки к экшн-сценам он сделал немыслимо длинными. А сцену убийства обрезал до минимума. Получился слишком разговорный фильм даже по меркам Тарантино. Логично, что зритель не принял картину. Режиссер и сам назначил “Доказательство смерти” “нелюбимым ребенком в семье”. Ритм картины неравномерный, диалоги не блещут остротами.

И все же это первый фильм Тарантино, который вызвал у меня восторг и заставил иначе посмотреть на его творчество.    

Понимаю, что не многим будет интересно наблюдать за двумя группами девушек, которые являются “двойниками”. За двойным появлением образа Джонни Кэша: в виде предупреждения об оплате наличными в первом отрывке и шагающей фигурки – во втором. С бухающими Квентином Тарантино и Элаем Ротом в эпизодических ролях. С рингтоном на телефоне, отсылающим к “Убить Билла”. Или с линиями, связывающими “Доказательство смерти” и “Планету страха” в единую вселенную. И это я еще не могу ничего сказать о влиянии на картину двух культовых американских фильмов – “Мочи, мочи их, киска!” (1965 г.) и “Исчезающая точка” (1971 г.), – потому что пока не смотрел их. “Доказательство смерти” – тот случай, когда дьявол в мелочах. Не обращая на них внимания, легко посмотреть утомительный и бессмысленный фильм, от которого невозможно получить удовольствие. Зритель и не обязан знать все это, поэтому считаю, что Тарантино сделал выбор, понимая последствия.

Локализаторы тоже сделали выбор, дав фильму название не совсем соответствующее оригиналу. При дословном переводе Death proof – скорее Смертестойкий. Это в большей степени соответствует и содержанию фильма. Вероятно, локализаторы посчитали, что “Доказательство смерти” звучит благозвучней.

Вместе с тем фильм не столько ироничен, как сатиричен. Взять пример с шерифом Эрлом Макгроу (общий персонаж для фильмов Тарантино и Родригеса). Он сразу понимает суть произошедшего, трактует это как преступление и мыслит неимоверно трезво. Этим уже ломает один из шаблонов о тупых полицейских в фильмах подобного жанра. Однако тут же шериф повторяет фокус со вторым шаблоном – говоря о том, что мог бы заняться делом в свободное от работы время (о, да!), но лучше проведет это время с сыном. Вся сцена сделана намеренно несмешно, но она сатирична по своей сути.

Лично меня фильм сразил сценой, когда персонаж Курта Рассела ломает “четвертую стену”, хоть и до него “стену” замысловато взламывали на первых минутах фильма. 

Но Рассел – иронично заявленный в главной роли – делает простую вещь, которая снимает весь пафос и все ожидания от фильма. “Просто расслабься и смотри свое B movie о маньяке и девушках”, – как бы говорит он. Не парься. Не жди и не ищи. “Здесь нет музыкантов. Это все иллюзия”, – цитата из “Малхолланд Драйв” Дэвида Линча как раз под стать ситуации.  

Если не ждать от “Доказательства смерти” обычного фильма Тарантино, то можно неплохо оттянуться. Оператор – он же режиссер – любовно снимает даже банальные сцены, а уже если доходит до таких вещей, как танец персонажа Ванессы Ферлито или безумных гонок, то тут уже вообще не жалеет ракурсов.

Как всегда шикарный саундтрек, в котором легко уживаются “It’s So Easy” Вилли Девиля для фильма Уильяма Фридкина “Разыскивающий” и “Italia A Mano Armata” из одноименного итальянского фильма в жанре eurocrime. Это “ор”, восторг и экстаз.   

“Доказательство смерти” – неочевидный шедевр Тарантино, поднимающий тему сексизма. Отношение автора к этому явлению показано достаточно ясно. Не удивлюсь, если такая позиция автора разочаровала мужчин, которые привыкли видеть женщину исключительно в роли объекта. Тарантино в своем стиле показывает, что все это херня и заодно выдает лучшее завершение фильма со времен “Медеи” Пазолини.