Дуэлянты (1977) | Мнение

kinopoisk.ru

Жанр: Драма, приключения

Режиссер: Ридли Скотт

В главных ролях: Кит Кэррадайн, Харви Кейтель  

Ссора, вспыхнувшая между двумя гусарскими офицерами наполеоновской армии, — вспыльчивым Феро и доставившим ему приказ о домашнем аресте д’Юбером — приводит к дуэли. Но дуэлью не исчерпывается и перерастает в многолетнюю вражду, не угасающую за все годы Наполеоновских войн и время от времени находящую выход в очередных поединках. Два лейтенанта, уцелев в войнах и дуэлях, уже дослужились до генералов, уже свергнут Наполеон — и лишь тогда д’Юберу удаётся избавиться от постоянной угрозы, которой подвергает его жизнь ненавидящий его Фер

Дебютный фильм Ридли Скотт снял по повести Джозефа Конрада, в основу которой легла реальная история противостояния двух французских офицеров. Несколько необычно смотреть эту картину, зная, что режиссер впоследствии сделает себе имя на научной фантастике и киберпанке. С другой стороны, предстоящий фильм Ридли Скотта, как несложно заметить по названию – “Последняя дуэль”, – тематически совпадает с дебютной работой.

Если вы зритель, которому подавай ответы на все вопросы, то этот фильм точно не для вас. Здесь есть завязка, развязка, кульминация, есть интрига, которая держится до конца, но ответа на, казалось бы, главный вопрос – нет. Впрочем, я не считаю это минусом картины.

Обрывочное повествование – вот не самое сильное место фильма. Это легко пережить, так как стилистически фильм прекрасен. Постановщик Ридли Скотт и оператор Фрэнк Тиди поэтично изображают места дуэлей, да и к съемкам самих схваток подошли с энтузиазмом. Фильм также хвалили за достоверное изображение военной формы тех времен.

Д’Юбер, исполнив долг (по сути – мелкое поручение), оказывается в абсурдной ситуации – его без какого-либо серьезного повода вызывают на дуэль. Соперник не хочет примирения и постоянно ищет новые возможности для дуэли. Д’Юбер растерян, боится, злится, но все же находит в себе силы из раза в раз сходится с Феро в поединке. В конце концов он принимает эту дуэль как должное и уже не пытается ни понять ее смысл, ни уклониться от нее. Теоретически, он может разорвать эту цепь покушений на свою жизнь, однако единственный выход противоречит его понятиям о чести.  

Феро дерется потому, что может. Он честен, прямолинеен и туп в желании драться во что бы то ни стало. Это фанатик, но не столько убийства, сколько сражения. И чтобы ни у кого совсем не возникало никаких иллюзий, к концу фильма Скотт выдаст Феро и двууголку, и манеру расхаживать взад-вперед, держа руки за спиной. Символизм персонажа очевиден. Именно в этом кроется причина отсутствия ответа на, казалось бы, самый главный вопрос.

“Дуэлянты” – это история о том, как два человека годами сражаются друг с другом, хотя у одного нет веской причины продолжать, а у другого нет желания. Эта странная связь превращается едва ли не в зависимость или даже подобие извращенной дружбы. И, конечно же, это символическое изображение того, как Европа пыталась жить своей жизнью в то время, как один великий полководец и император из года в год находил причины для новой войны.