
Осторожно! Текст содержит спойлеры!

Жанр: драма
Режиссер: Дарья Онищенко
В главных ролях: Марина Кошкина, Даниил Каменский, Василий Кухарский
В центрі стрічки “Забуті” – молода вчителька української мови Ніни, яка через сімейні обставини змушена залишитися на тимчасово окупованій території, в Луганську. На тлі політичних подій на сході України у фільмі розгортається пристрасна історія кохання: Ніна закохується в Андрія – хлопця-сироту, який бореться з несправедливістю в окупованому місті.
Привет “русскому миру”
Нужен ли фильм “Забуті”? Да. Хороший ли это фильм? Нет. Картина касается ряда актуальных тем, но вот в чем беда – именно что касается. Рассказ о жизни украинцев в оккупированном Россией Луганске, пожалуй, удался. Уже шесть лет война – это реальность Украины. Ежедневные новости об обстрелах, погибших и раненых, интервью с удерживаемыми гражданскими и военнопленными, рассказы о пытках, убийствах, издевательствах – это усилиями России и ее граждан – наша реальность. Благодаря соцсетям видим, какой “совок” разводят оккупанты на Донбассе. В этом плане было бы бессмысленно что-то придумывать. Поэтому создатели фильма просто показали уродство”русского мира”. Вышло убедительно: маразматические утренники, культ упоротой военщины, идолопоклонничество, садизм – все это здесь есть. Уверен, что российские зрители, если посмотрят этот фильм, будут плеваться желчью и прикрываться телом распятого мальчика. Однако в фильме показано, как российские добровольцы и солдаты выглядят в глазах десятков миллионов украинцев. Да-да, Россия, это – твое лицо.
Создатели фильма не побоялись ступить на зыбкую почву и пару раз озвучили мысль: переселенцы никому не нужны, поэтому и на оккупированной, и на подконтрольной Украине территории им будет плохо. Спорно, хоть местами справедливо. Однако тут же выбирается наиболее кондовый вариант: переселенцев в Киеве не любят и обижают, потому что они – “луганские”. Простите, но нет. Это не так работает.
Не совсем понял анекдот (мое определение) в двух частях об украинских разведчиках. Если это была попытка “пролить свет” и “открыть глаза” на то, что не все – молодцы и герои, то следовало придумать сцены посерьезней. Если хохмы ради, то не получилось. Юмор в фильме не работает.

Любовь и насилие
Любовная линия провалена. Здесь ни один персонаж не любит. Да, есть секс, но в этом конкретном случае речь, скорее, о половом влечении, а не о любви.
Насилие в семье? Важная тема. Хорошо, что показали. Но как это повлияло на сюжет и главную героиню? Она уходит от мужа, который ее фактически изнасиловал? Или может Нина ломается от такого удара? Хочет ему отомстить? Нет. С ней не происходит ни-че-го. Можно утверждать, что именно из-за этого она на следующий же день занимается сексом со старшеклассником, однако и этот секс не становится символом очищения или любви. Никто не просит прямым текстом зачитывать мораль. Однако у вас главная героиня дважды за фильм сталкивается с сексуальным насилием и дважды переживает его проще, чем если бы порезала палец.
Больше всего претензий к сценарию. Пока герои общаются друг с другом – это еще ничего, но стоит кому-то из них начать монолог, даже крошечный, и все – получается какая-то дикая смесь банальщины и детской наивности. Причем преподносится это серьезно. Ружья на стенах забивают роялями из кустов. Однако тяжелее всего простить сценарию то, как он поступает с главной героиней. Она достаточно быстро завоевывает симпатию (в чем преимущественно заслуга актрисы), и большую часть фильма ей сопереживаешь. Поэтому финальное “преображение” Нины убивает к ней любой интерес и уважение. И речь не идет об умном сценарном ходе. Шутка героини о мужчинах и сроке годности молочных продуктов уходит в “молоко” – у нее с мужем не те отношения, чтобы это вызывало смех. Наоборот, Нина внезапно выглядит примитивной и аморальной, что противоречит образу, который выстраивали в фильме.

О роялях и ружьях
Символизм открывающей и закрывающей сцен от меня ускользнул, хотя в первом случае напрашивается определенная параллель. Операторская работа вначале показалась приятной, однако потом пошли необязательные крупные планы, крупные планы ночью, когда ничего не видно, не обошлось и без трясущейся камеры. Не считаю, что такая манера съемки создает эффект присутствия, зато укачивает от нее знатно.
Краткое резюме: фильм лучше, чем я ожидал, посмотрев трейлер. И хуже, чем я ожидал, посмотрев первые 15-20 минут. Неплохой второй план: разговоры о бытовых мелочах, актеры эпизодов в большинстве своем убедительны. Но штамп шаблоном бьет клише: если мерзкий милиционер заходит в камеру, то он обязан провести дубинкой по прутьям решетки; если в Киеве наглец устраивает ДТП, то у него в родственниках народный депутат и так далее. Эпизод со “свежим” кладбищем оккупантов, где на месте могил растут молодые деревья и кусты – за гранью. “Забуті” старается быть фильмом обо всем важном и злободневном, да только не получается. А жаль.




