Жанр: Драма
Режиссер: Джон Франкенхаймер
В главных ролях: Ли Марвин, Роберт Райан, Фредерик Марч, Джефф Бриджес
Гарри Хоуп — владелец небольшого салуна. Его посетители — спившиеся отбросы общества, которым только и остаётся, что говорить о своём прошлом, о своих впустую прожитых жизнях. Единственное разнообразие в унылую жизнь этого заведения вносит Хики — торговец скобяными изделиями, который появляется здесь раз в год. Он, со странным юмором, рассказывает посетителям истории о своей жене и о продавце льда…
Не настолько люблю творчество Мартина Скорсезе, чтобы даже пытаться начинать смотреть 3-часового «Ирландца». Однако достаточно сильно люблю творчество Юджина О’Нила, чтобы глянуть 4-часовую экранизацию его пьесы «Продавец льда грядет». Считается, что это первый фильм с двумя антрактами, и скажу прямо – без них было бы тяжко. Просмотреть в домашних, тепличных условиях этот фильм в один присест невозможно.
Вместе с тем «Продавец льда грядет» – это не просто 4 часа разговоров и пьянства в баре. Да, фильм камерный и в большей степени сосредоточен на эмоциях героев, чем на поступках. Тем не менее в нем есть место интриге и неожиданным поворотам.
Справка: Картина была показана на Каннском кинофестивале, однако не принимала участия в конкурсной программе. Кинокритик Роджер Эберт поставил «Продавец льда грядет» 4 звезды из 4 и внес в список лучших фильмов года. Роберт Райан получил несколько премий за роль, которая стала для него последней, – актер скончался до выхода фильма.
Завсегдатаи салуна Гарри Хоупа ждут прихода торговца – Хики. Ежегодно в один день он приходит, угощает всех спиртным, рассказывает о жене и торговце льдом. Все эти разочаровавшиеся анархисты, участники англо-бурской войны с разных сторон, спившиеся адвокаты или опустившиеся игроки, проститутки и прочие ждут прихода Хики, как праздника. Он появляется и для начала заявляет, что не будет пить. В салуне нарастает атмосфера враждебности.
Зависимость персонажей от алкоголя формирует крайне нестабильную повестку дня: постоянные смены настроения, где от любви до ненависти – реально один шаг, философствования, проклятия, страх смерти, алкогольный делирий, бахвальство, слепая вера в себя, жизнь исключительно прошлым.
Юджин О’Нил знал, о чем писал, поэтому персонажи вышли убедительные. Актерский ансамбль в фильме играет слаженно, и поэтому тяжело выделить кого-то одного. Больше всего экранного времени отдано персонажам Роберта Райена и Ли Марвина. Оба безупречны. Юный безбородый и пухлощекий Джефф Бриджес немного раздражал в начале фильма, но потом я понял, что дело не в актерской игре, а в персонаже. Брэдфорд Диллман потрясающе достоверен в роли человека с алкогольным тремором. Впрочем, повторюсь, все актеры блестяще справились.
Несмотря на камерность постановки, режиссер и оператор также нашли возможности проявить себя. Именно благодаря им вышла не телепостановка спектакля, а кинокартина.
Предположу, что фильм сильно не для всех. Хотя если вы с восторгом и без проблем способны посмотреть «Кто боится Вирджинии Вульф» (1966 г.), то «Продавец льда грядет», скорее всего, окажется вам по зубам.
Кино под пиво