Толстой. 100 лет в кинематографе. Часть 2.

Продолжение. Начало статьи.

Во второй половине века мода на Толстого меняется. В 1956 году на экраны США выходит фильм «Война и мир», поставленный Кингом Видором. Он собрал на площадке незаурядных исполнителей – Одри ХэпбёрнГенри ФондаМэл Феррер. Однако попаданием считается лишь Одри Хэпбёрн – её Наташа Ростова признана классическим воплощением легендарного образа.

Небывалый успех американской картины в советском прокате вынудил  руководство страны инициировать отечественную постановку «Войны и мира», снимавшуюся Сергеем Бондарчуком с 1962 по 1967 годы. В советском кино появился настоящий масштабный кинопроект, и «Война и мир» получила премию «Оскар», как лучший фильм на иностранном языке.

Конец 60-х вообще стал плодотворным в плане экранизаций Толстого. В 1967 году Александр Зархи снимает «Анну Каренину» с Татьяной Самойловой в главной роли. Явный уклон в сторону от социальной критики в линии Лёвина к мелодраматической истории любви Анны и Вронского только привлёк зрителей в кинотеатры. Если первым по посещаемости фильмом-по-книге в СССР стала «Война и мир», то вторым – «Анна Каренина». В 1968 году выходит картина Владимира Венгерова «Живой труп» по одноимённой пьесе Толстого с Алексеем Баталовым в главной роли.

В 1972 году Толстой покоряет сердца европейского зрителя – в Великобритании «BBC» снимает сериал «Война и мир» с Энтони Хопкинсом в главной роли, а в 1977 продолжает начатое сериалом «Анна Каренина». В 1978 году Бондарчук вновь обращается к Толстому – на этот раз он играет отца Сергия в одноимённом фильме Игоря Таланкина.

В 1984 году учитель Бондарчука Сергей Герасимов берётся за биографию писателя и снимает двухсерийный фильм «Лев Толстой». Неоднозначность, двойственность таланта Толстого в официальной советской мифологии была сформулирована ещё Лениным, и изображение последних дней жизни великого старца могло столкнуться с непреодолимыми препятствиями. Герасимов умело их обошёл, оставив яркий и исторически точный портрет Толстого без углубления в «опасные зоны» его мировоззрения. А завершил советскую фильмографию Толстого фильм Михаила Швейцера «Крейцерова соната» с Олегом Янковским в роли Позднышева.

В новой российской истории о Толстом вспомнили в 1996 году – Сергей Бодров снимает осовремененного «Кавказского пленника». Возвращение к Толстому поддержали и в США – в 1997 году британский режиссёр Бернард Роуз снимает «Анну Каренину» с Софи Марсо. Роуз вообще неравнодушен к русскому писателю, хотя и волен в трактовках – он выпустил ещё два толстовских фильма «Ivansxtc» 2000 года по мотивам «Смерти Ивана Ильича» и «Крейцерову сонату» в 2008 году.

В 2007 году на экраны нескольких стран вышел паневропейский сериал «Война и мир», обошедшийся создателям в 26 млн. долларов и ставший самой дорогой телепостановкой в истории. Как и ожидалось, эта версия подверглась нещадной критике за вольную трактовку романа. И в то же время книги Толстого после показа сериала европейцы сметали с полок.

И, наконец, в 2009 году состоялся премьерный показ многострадального фильма «Анна Каренина» в постановке Сергея Соловьёва. И Анну в исполнении Татьяны Друбич и Каренина в исполнении Олега Янковского критики успели окрестить «чем угодно, только не толстовскими героями», дав  картине, в общем, положительную оценку.

Спустя 100 лет после первого опыта экранизации литературного наследния Толстого можно говорить о том, что Лев Николаевич дал кинематографу ничуть не меньше материала, чем Стивен Кинг. А уж увлечение масштабными толстовскими проектами в первой половине XX века поспособствовало многим открытиям в киноискусстве – как техническим, так и творческим. Явно, что любимыми произведениями киношников оказались романы «Анна Каренина», наполненная множеством романтических и мелодраматических сцен, и «Война и мир» – заполненный материалом для батальных режиссёров и, по словам, Михаила Ромма, удивительно кинематографический по строению. Заметим, что оба этих романа Лев Толстой впоследствии считал «пустяшными». В то же время, его третий роман «Воскресение» получил жизнь на экранах лишь в начале века, на волне популярности после его издания. В наши дни заняться «Воскресением» не приходит в голову никому.

Скорее всего, причина этому в острой социально-критической направленности романа. Критика общества, которой хватало и в «Войне и мире» и в «Анне Карениной» практически всегда кинематографистами опускалась – оправдаться всегда можно было непосильным объёмом материала. С «Воскресеньем» такого не пройдёт. Впрочем, и те самые первые попытки его экранизации были, по сути, вырезанными из общего текста иллюстрациями отношений Нехлюдова и Катюши Масловой. Ожидать, что экранизация и третьего романа займёт место в ряду мировой киноклассики не стоит. Не те нынче времена.