Коппола: как кепка таксиста превратилась в корону императора

– Я никогда не хотел этого для тебя Майкл. Только ради семьи я отказывался быть шутом. Я думал, придет твое время, ты будешь тем, кто дергает за ниточки. Сенатор Корлеоне, губернатор Корлеоне…

– Мы там будем папа, мы там будем.

История создания «Крёстного отца», а точнее, попадание в режиссёрское кресло Фрэнсиса Форда Копполы и сегодня выглядит счастливой случайностью, мистическим озарением продюсеров. Предлагали постановку Серджио Леоне – отказался, лелея мечту об экранизации «The Hoods» Гарри Грея («Однажды в Америке»). Потом студия решила позвать матёрого Элиа Казана, но заартачился Марлон Брандо, почему-то защищавший молодого Копполу. Потом продюсеры требовали убрать «никакого» Аля Пачино – Коппола его отстоял. Фильм выстрелил неожиданно для всех, и в первую очередь, благодаря режиссёру. Как и почему Коппола вытащил из средненького романа киношедевр? Мне кажется, потому, что сам Коппола лучше, чем Казан и Леоне понимал, что такое семья. Это был его фильм, его история, и все принципы Дона Корлеоне режиссёр с успехом применял на практике, создав одну из самых влиятельных семей в США и самую влиятельную – в киномире.

«Коппола» – это сицилийская кепка, модификация английского кепи, очень популярная среди усатых сицилийских таксистов, да и вообще в народе. До сих пор неизвестно, покрывал ли этот головной убор голову Агостина Копполы, когда тот сошёл на американский берег. Но его сын, Кармайн Коппола, родившийся в 1912 году, явно предпочитал мягкую фетровую шляпу. Кармайн был флейтистом, но мечтал о карьере композитора. Вращаясь в итальянских музыкальных кругах Нью-Йорка, он познакомился с дочерью композитора Франческо Пеннино Италией, на которой впоследствии и женился. Пока Кармайн выводил трели в оркестре радиостудии NBC, подрастали трое его детей – Аугусто, Фрэнсис и Талия. Позже Фрэнсис неоднократно будет привлекать папу к написанию музыки для своих фильмов, осуществив таким образом, его композиторскую мечту.

Первенец Кармайна, Аугусто Коппола был человеком широких интересов. Он закончил Калифорнийский университет и некоторое время занимался литературоведением, заработав на этом поприще докторскую степень. Впоследствии он увлёкся продвижением тактильного искусства для людей с недостатками зрения, написал роман. Его брат Фрэнсис назначил его продюсером в собственную студию Zoetrope и привлёк к работе над восстановлением фильма «Наполеон» (1927). Но более всего Аугусто Коппола известен, как отец трёх мальчуганов – Марка, Кристофера и Ника.

Марка Копполу его дядя Фрэнсис успел снять в нескольких фильмах: «Апокалипсис сегодня», «Клуб Коттон». Вообще он известен, как радио ди-джей, и именно Марка Фрэнсис выбрал на роль «голоса радиоведущего» в своём фильме «Джек».

Кристофер Коппола – тоже режиссёр, снял 8 фильмов, основал студию и запустил фестиваль «PEH». Во втором своём фильме «Смертельное падение» он снял в эпизодической роли старшего брата Марка, а на главную позвал младшенького – Ника.

Николас Ким Коппола, тоже пробовавший свои силы в кино, очень не хотел выезжать на связях дяди Фрэнсиса, поэтому взял себе псевдоним в честь любимого героя комиксов Люка Кейджа. Николас Кейдж честно пытался выглядеть независимым и неблатным, но удивительным образом оказывался втянут в семейную паутину кумовства. Несколько лет он появлялся в микроскопических ролях, некоторые из которых не были даже внесены в титры, пока за племянничке не решил взяться дядечка. Ник сыграл подряд в трёх фильмах Фрэнсиса – «Бойцовая рыбка», «Клуб Коттон», «Пегги Сью вышла замуж», а потом и сам втянулся в родственниковпихивание. Уговорил режиссёра фильма «Поцелуй вампира» взять на роль брата Марка, таким же образом добыл для него роль в «Покидая Лас-Вегас» и пригласил в свой режиссёрский проект «Сонни». Ну вылитый Коппола!

Потомство самого Фрэнсиса не менее знаменито – с женой Элеонорой у них также было трое детей – Джанкарло, Роман и София. Джанкарло Коппола с детских лет мелькал в папиных фильмах, был в юном возрасте продюсером «Бойцовой рыбки», а в 22 года погиб в столкновении лодок в Мэриленде. По иронии судьбы, виновником смерти Джанкарло был его друг, актёр Гриффин О’Нил, который как раз готовился к съёмкам в фильме Фрэнсиса «Сады камней» (опять кумовство?). Скорбящий отец не забыл уволить О’Нила со съёмок.

Средний сын Роман Коппола дебютировал, как режиссёр в 2001 году – его фильм «CQ» включили в программу Каннского фестиваля. Вообще он известен как клипмейкер, а кроме того, «подрабатывает» вторым режиссёром на последних папиных фильмах, у Уэса Андерсона и у сестры.

А София Коппола, как раз, и стала третьей звездой клана после папы и двоюродного брата Ника. Ещё в младенчестве она успела засветиться в «Крёстном», а «венцом» её актёрской карьеры была роль Марии в «Крёстном отце 3». Софии и до этого не особо везло с ролями, она, как и Николас, пыталась вырваться из семейного синдиката, но тут как раз заболела Вайнона Райдер, и роль дочери Майкла Корлеоне папа решил отдать Софочке. Разнос, который ей устроили был даже хуже разноса, которого удостоился Фрэнсис. София получила свою «Золотую малину» и завязала с актёрской карьерой. Но папины связи были так велики, что искушение остаться в кино она преодолеть не смогла. В 1999 году состоялся её режиссёрский дебют – в «Девственницах-самоубийцах» играли, между прочим, Джеймс Вудс и Кирстен Данст. А вторым своим фильмом София, наконец, доказала, что и сама кое-чего стоит. Связями экран не заполнить и блатом талант не получить – «Трудности перевода» оказались великолепной картиной, а София заслуженно получила «Оскара» за лучший сценарий и стала первой в истории американкой, получившей номинацию за режиссуру. Впоследствии она сняла «Марию-Антуанетту», а на днях в Венеции покажут её новый фильм «Где-то».

И, наконец, ветвь младшенькой дочери Кармайна Копполы Талии тоже не осталась без симпатичных яблочек. Сама Талия, взявшая к тому времени фамилию мужа Шайр, сыграла в трилогии «Крёстного» роль истеричной Конни Корлеоне. Неплохо сыграла, между прочим. Ещё зрители помнят её по роли Эдриан в пяти частях «Рокки». Впоследствии у Талии было много ролей на телевидении, она вышла замуж за продюсера Джона Шварцмана и родила от него двух сыновей – Джейсона и Роберта Шварцманов. Роберт с подросткового возраста занимался музыкой, сейчас поёт в группе «Rooney», и была надежда, что именно он вернет в семью традиционную музыкальность. Но он тоже успел засветиться в кино – двоюродная сестра София заманила его на съёмочную площадку «Девственниц-самоубийц». Его брат Джейсон тоже занимается музыкой, у него есть свой инди-проект «Coconut Records», он пишет музыку для фильмов и сериалов. Как актёр Джейсон дебютировал в фильме кузена Романа «CQ», в софьиной «Марии-Антуанетте» сыграл одну из основных ролей – Людовика XIV. Как актёр, он появился ещё в нескольких независимых от клана фильмах («Продавщица», «Симона», «Приколисты»), и похоже, карьера молодого человека идёт в гору. Последнюю его актёрскую работу – роль Гидеона в фильме «Скотт Пилигрим против всех» сейчас можно увидеть в ближайшем кинотеатре.

Создав свою империю, Фрэнсис, по сути, повторил путь Вито Корлеоне, считавшего семью главной ценностью в жизни и распространяя своё влияние через кровные узы на окружающий его жестокий мир. Нет в США сенатора Копполы или губернатора Копполы, но и «режиссёр Коппола, актёр Коппола» тоже звучит. Потомки Кармайна получили в общей сложности 23 номинации на «Оскар» и 9 статуэток. Никакое другое семейство даже близко не подобралось к подобному результату. Подобно Дону Вито, занимавшемуся на склоне лет выращиванием помидоров, Фрэнсис Форд Коппола, получив корону императора, погрузился в заботы виноградаря – его заводик в долине Напа выпускает 10 сортов вина. Каждый год семейство Коппола приезжает к Фрэнсису, чтобы собирать урожай, давить виноград и готовить фирменную пасту по рецепту бабушки Италии. Рецепт, кстати, можно найти в её кулинарной книге «Mama Coppola’s Pasta Book».