В канун выхода пятой части «Крепкого орешка» мы хотели бы рассказать вам, как создавался каждый из предыдущих четырёх фильмов. Но начнём мы не с 1988 года, когда вышел первый «Крепкий орешек», а с 1966 года, когда американский писатель Родерик Торп выпустил свою вторую книгу, роман «Детектив». Герой, немолодой частный сыщик Джо Лиланд ищет информацию о своём однополчанине, раскрывая тёмные стороны его биографии. Мрачная история полюбилась читателям и была экранизирована в 1968 году Гордоном Дугласом. Главную роль сыграл Фрэнк Синатра.
В 1975 году Торп посмотрел фильм-катастрофу «Ад в поднебесье» – по сюжету, огромный небоскрёб оказался охвачен пожаром. Фильм так напугал Торпа, что ему всю ночь снились кошмары о небоскрёбе, полном огня и вооружённых людей. Однако, эту идею он решил использовать в работе, и в 1979 году выпустил продолжение «Детектива», роман «Ничто не длится вечно», который тоже стал бестселлером. Детектив Лиланд приезжает на работу к дочери, в офис нефтяной компании. Небоскрёб захватывают террористы и престарелому Лиланду приходится противостоять им практически в одиночку. Однако, когда зашла речь об экранизации, Синатра отказался играть главного героя. В попытке реализовать купленные права на экранизацию, студия Джоэла Сильвера решила сделать из сценария сиквел фильма «Коммандо», герой которого, как известно, нежно любил свою единственную дочь. Но и Арнольд Шварценеггер отказался от этой истории.
Тогда была сделана третья попытка – героя значительно «омолодили», так что в гости он попадал уже не к дочери, а к жене. Настоящие террористы были заменены грабителями, которые изображают террористов для шика, а мрачность Торпа была значительно сглажена. Таким образом, в фильм замечательно укладывался слегка юмористический образ молодого перспективного комика, звезды сериала «Лунный свет» Брюса Уиллиса. Рука об руку с злодеем Хансом Грубером, которого играл Алан Рикман, МакКлейн вошёл в списки самых известных киноперсонажей. Затраты в 28 миллионов долларов с лихвой окупились, сборы составили 140 миллионов, а фильм получил несколько номинаций на «Оскар».
И снова назад во времени – в 1987 году писатель Уолтер Уэйджер написал роман «58 минут», в котором разведённый капитан полиции Фрэнк Мэлоун вынужден разбираться с нехорошими парнями – он ждал самолёт, на котором должна была прилететь его дочь, когда аэропорт захватили террористы. У Мэлоуна есть 58 минут, чтобы разобраться с захватчиками, иначе самолёт, в котором находится его дочь, упадёт. Именно этот роман (с помощью, кстати, Родерика Торпа) в 1990 году переработали в сценарий второго «Крепкого орешка». Дочь опять заменили на жену, а ограничение в 58 минут бесследно исчезло. Вместо Джона МакТирнана, поставившего первую часть, наняли финна Ренни Харлина, а главного злодея сыграл Уильям Сэдлер. Фильм с бюджетом в 70 миллионов собрал в прокате 240 миллионов долларов.
Спустя пять лет в историю «Крепкого орешка» входит молодой сценарист Джонатан Хенсли. Он отчаялся пристроить свой триллер «Саймон говорит». Изначально это был фильм, в котором главную роль должен был играть Брэндон Ли. Но актёр, как вы знаете, умер в 1993 году. Тогда сценарием заинтересовались продюсеры «Смертельного оружия», подыскивающие историю для четвёртой серии, и Хенсли переписал его под Риггса и Мёрто. Но Мел Гибсон в очередной раз решил завязать с франшизой и труд Хенсли опять пошёл насмарку. И тогда сценарий попал к Джону МакТирнану, у которого не очень складывалось с другими боевиками. Хенсли в очередной раз переделал своего «Саймона» и вместо изящного Брэндона Ли отгадывать загадки пришлось Брюсу Уиллису с похмелья. Главный злодей фильма, Саймон Грубер (его сыграл Джереми Айронс), стал братом убитого МакЛейном в первой части Ханса Грубера, и фильмы, таким образом, впервые оказались связаны сквозным сюжетом. Третья картина обошлась ещё дороже – в 90 миллионов, и принесла создателям 366 миллионов долларов. И МакКлейн исчез с экранов на 12 лет.
В принципе, он мог вернуться гораздо раньше – уже в 1996 году в журнале «Wired» появилась статья «Прощай, оружие», в которой журналист Джон Карлин рассказывал, как террористы могут без единого выстрела парализовать и поставить на колени государство Соединённые Штаты Америки, используя лишь компьютерные технологии. Режиссёр, продюсер и сценарист Дэвид Макрони, недавно написавший сценарий для «Врага государства», увлёкся идеей Карлина, и создал скрипт под названием «WW3.com». Проект уже был запущен в производство, когда случилось 11 сентября 2001 года. Как вы понимаете, все фильмы, в которых террористы атаковали США, были отменены, заморожены или отложены на неопределённый срок. Четвёртый «Крепкий орешек» отложили на целых шесть лет. За это время продюсерам успел приглянуться Лен Уайзман, режиссёр «Другого мира», и они позвали его режиссировать «Крепкий орешек 4.0». Уайзмен и Уиллис быстро нашли общий язык, всячески противились использованию компьютерных спецэффектов, высмеивали название «Live Free or Die Hard», под которым фильм вышел в США, и потратили 110 миллионов долларов. Фильм собрал очень хорошую критику и заработал для студии 383 миллиона. В картине МакЛейн, наконец-то, спасал дочь, как его прототипы, и появился совершенно полысевшим, и, что самое «страшное» – без майки. Этот легендарный «доспех» из первого фильма, кстати, был пожертвован Уиллисом Смитсоновскому институту и сейчас хранится в местном музее.
Общепринятой классикой боевика и лучшим рождественским фильмом (по некоторым рейтингам) был признан самый первый «Крепкий орешек». Лично мне всегда симпатичен была третья часть с её интеллектуальными задачками. Молодые зрители явно тяготеют к психологичному «4.0». А какой «Крепкий орешек» нравится вам?
Головний по текстам
Майже людина