Поводырь (2014) | Рецензия

Сюжет: Начало 30-х, Советская Украина, времена индустриализации, коллективизации, Большого голода и ликвидации интеллигенции. Михала Шэмрока, американского коммуниста, который приехал в Украину строить завод, убивают. Его сына Питера спасает от преследователей чудо — кобзарь Иван Кочерга, и мальчик становится его поводырем.

Твит рецензия: Кобзарь — это намного больше, чем профессия, призвание… Это больше, чем кто-либо может представить.

К фильму «Поводырь» можно высказать кучу претензий. Самая первая — неправдоподобность владения украинским языком американского мальчика. Другая — ограничение территории Украины до простого дворика, в котором нельзя пройти, не встретив своего врага или преследователя. Плюс ко всему, кобзари показаны как сверхлюди. Они представляют собой что-то среднее между Сорвиголовой и ирландскими друидами. Это все явные претензии, дальше — больше, но пока не будем углубляться.

Главная проблема фильма в том, что авторы врут нам. Кино преподносят как эпическое полотно. Множество зрителей этому верят и истинно хвалят. Любят у нас обманываться и, как сказал Вася Обломов, всякое говно… Только вся эта эпичность и большое кино спрятано где-то уж слишком далеко и зрителю со вкусом их не найти. Очередная странная практика продажи сериала как кино. Телевизионный проект, конечно, достойный, но никак не становится от этого кинотеатральным.

В этот раз авторы даже не пытались перемонтировать сериал в кино. На экране явно видно конец каждой серии, черные экраны для титров между сериями не прятали. Любой внимательный зритель поймет — в этом продукте 4 серии. Каждая серия сохраняет драматический трехактный канон, но почему-то общая история кажется притянутой за уши.

Существует «Адмирал» — фильм и 10-серийный сериал. Оба продукта смотрятся нормально и законченно. Действительно, фильм (не будем здесь говорить о качестве) и сериал — две версии продукта из одного материала. «Поводырь» же — просто сериал, который смонтировали в специальную двухчасовую версию, забывая иногда про логику и последовательность.

Вот такое неуважение авторов эпического кино к своим зрителям.

Но, знаете, в этом фильме не все плохо. Похвалить необходимо работу оператора. Сергей Михальчук сделал очень качественную и дорогую картинку. Визуальный ряд радует и создает очень интересный эффект — цветной фильм с ощущением черно-белого. Все, конечно, немного напоминает продукты от FILM. UA, но с большим размахом и качеством, а это уже — большой шаг вперед перед простыми телевизионными продуктами.

Еще стоит отметить натурные съемки. Наверное, весь размах и эпичность заключались именно в таком подходе. Украина в фильме — прекрасна, разнообразна. Можно смонтировать хороший ролик, рекламирующий нашу страну, причем, более яркий и вдохновляющий, чем привычная реклама Оболонь.

«Поводырь» — очень странный продукт. Он не определился с ориентацией. Сложно ему выбрать куда податься — телевизор или кинотеатр… С другой стороны, хорошая картинка, прекрасные виды Украины, Харькова… Если бы еще продюсеры честно сказали о том, что делали, а не лукавили…

Стоит, наверное, посмотреть на малом экране: Украина, кобзари, Харьков, музыка…