Бесстыдники | Рецензия на 3-й сезон сериала

Движущей силой сериала «Бесстыдники» являются алкоголик, наркоман и профессиональный тунеядец Фрэнк Галлахер и его дочь Фиона. Они, как два полюса, создают ось, вокруг которой вертится целый мир, и к какому бы полюсу лично вас не тянуло, мир продолжает вертеться и выглядит для вас живым, страдающим и веселящимся. Если бы Тургенев смотрел «Бесстыдников», его «Отцы и дети» были бы более бесшабашными.

«Бесстыдники», начав со стандартных для Showtime 800-900тысяч зрителей в первом сезоне, разогнались к третьему сезону до двух миллионов — такое удавалось только «Декстеру». В наше время сериалу трудно бороться за серьёзные награды, пока есть «Игра престолов», но всё же Джон Уэлсс, Пол Эббот, Уильям Х. Мэйси и Эмми Россам заслужили хотя бы по одной награде.

Сюжет сериала, как знают его поклонники, представляет собой жизнеописание семьи Галлахеров — вы слышали о таких семьях. В каждом дворе спального района есть хотя бы одна такая — отец бухает или в тюрьме, мать вообще неизвестно где, дети шляются по району, не упуская случая чего-нибудь спионерить, и уже имеют приводы в милицию, и очень жалко младшенького, потому что из него вырастет такая же сволочь. Разве что девки у них хоть как-то вертятся, пытаются где-то подработать, заставляют младших ходить в школу. Но, будем честны, они — шалавы, тоже, наверное, пьют и когда-нибудь обязательно сядут за кражу на рабочем месте. Потому что семя у них всё такое — ивановское, петровское, сидоровское — нужное подчеркнуть. «Бесстыдники» предлагают нам заглянуть в эту семью изнутри, сесть на пропахшее табаком и чем-то похуже кресло в их гостиной и понаблюдать, как эти людишки барахтаются в попытках выжить. Критический отсев зрителей происходит на первой серии — многие бросают просмотр с криками отвращения, хотя «Борджиа» или «Спартак» и даже «Игры престолов» со всеми их сиськами, кровью и внутренностями идут «на ура». По этой же причине люди на улицах всегда заглянут в лицо трупу, обернутся на место кровавой аварии, я уже не говорю о привычке рассматривать на улицах чужие попы в обтягивающих джинсах. Но все отвернутся от нищего. На самом деле чужая бедность всегда страшнее и отвратительнее, чем смерть, кровь и секс. Поэтому «Бесстыдники» — это большой риск. Обращать внимание на бедность — большой риск. Джек Лондон рисковал, Максим Горький рисковал, как и Эмиля Золя или Джон Стейнбек. Недавно «Отверженные» прошли по кинотеатрам, которые рассказывают о бедности столько же, сколько «Три мушкетёра» о войне, но и там был риск. Зато Энн Хэтуэй получила приз за роль гламурной нищенки.

В «Бесстыдниках» нет никаких обвинений — вот, мол, из-за чьей-то политики эти люди бедны, или общество равнодушно, или законы несправедливы. Нет и насмешки над бедностью — как смеются над халявщиком Аланом в «Двух с половиной человеках». Этот сериал полностью находится в мире бедных, без всяких отступлений типа «а в это время в небоскрёбе». Всех персонажей из всех социальных групп затягивает туда, на дно, и они там выглядят, как иные, как гости, как чужаки-пришельцы. Это сериал о жизни городских низов, которым некогда вас веселить — они просто пытаются выжить или как-то свыкнуться с мыслью, что их жизнь кончена в момент зачатия, потому что их зачали представители определённой социальной группы. И то, что этого никто не показывает по телеку, и то, что это многим неприятно видеть — потому и не показывают — определило успех и уникальность сериала. Таких проблем и историй вы ещё не видели. Разве что сами жили в таком же говне, как Галлахеры.

Третий сезон начинается с рассказа о Гран-Каньоне-Фрэнке, который благодаря своей бездонной — спасибо, Шейла — заднице перевозит через мексиканскую границу 19 пакетов наркоты. Тем временем, дома в Чикаго его ждёт дочь Дебби, считая дни с момента его исчезновения. Фиона, Лип и Йен, знающие цену Фрэнку, отговаривают её от идеализирования отца, но она верна папочке. Папа возвращается и продолжает бухать, красть деньги у семьи, философствовать, приводит каких-то бухарей с улицы — те обссыкают весь дом — но критический момент наступает, когда Фрэнк, естественно пьяный, ложится спать прямо на школьный проект Дебби и уничтожает весь её многодневный труд. Дебби «срывает планку» и она помогает остальным вышвырнуть отца.

Один из телеобозревателей предложил вспомнить всё, что натворил Фрэнк в третьем сезоне — я уже многое перечислил, но ещё Галлахер-страший убеждает сына в том, что у того рак, чтобы получить благотворительное бабло. Потом он берёт соседского ребёнка с синдромом Дауна, выдаёт за своего, чтобы получить всё тех же денег. Затем он выступает в роли няни этого ребёнка, чтобы было где ночевать — ребёнка он «убаюкивает» с помощью валиума. Затем он стучит на собственных детей в социальную службу, чтобы тех забрали в детдома и интернаты, а ему досталась вся квартира. И — самое интересное — это и вышеперечисленное произошло только в первые три серии сезона. А их двенадцать.

В это время Фиона пытается воспитать детей, заработать денег и держать Фрэнка подальше от хрупкой конструкции, называемой «семья». Джимми, который переселяется к ним, безуспешно пытается стать частью семьи и как-то поддержать Фиону. Их отношения обречены, потому что они всегда будут для Фионы на втором месте. Смотреть, как молодая, добрая, талантливая девушка проводит свои лучшие дни в пелёнках, завтраках и подработках, больно и обидно, и в одной из серий судья спрашивает её, готова ли она ещё десять-пятнадцать лет быть наседкой для своих братьев и сестёр и тем самым лишиться своей собственной жизни. Фиона даёт ожидаемый и однозначный ответ.

В экранном противостоянии Фрэнка и Фионы не стоит приравнивать последнюю к матери Терезе. Здесь речь идёт не о фэйсбук-благотворительности, не о добровольном пожертвовании ради других, не о выборе быть альтруистом. Фиона просто оказалась в такой ситуации, и не может поступить по-другому. Так же, как Лайаму «случилось быть чёрным», Фионе случилось быть доброй. Эти два персонажа — Фрэнк и Фиона — чётко делят между собой сериал на комедию и драму, на «жалкий» и «сильный», на мысли «мне даже стыдно на него смотреть» и «я ей горжусь». Это идеальная экранная пара, и с потерей одного из них сериал грозит погибнуть. Тем более, что конец третьего сезона ставит этот вопрос ребром, а события в одноимённом британском сериале (там уже вышло 8 сезонов) не внушают оптимизма.

Другие персонажи существуют, кажется, только для того, чтобы разобрать сочувствующих и симпатизирующих среди всех двух миллионов зрителей. Обаятельный, харизматичный и башковитый Лип всё так же по-юношески отметает все предложения поступить в колледж и институт. Его пороги оббивают послы из Массачусетского технологического, а его больше волнует вопрос «за какие деньги мы купим завтра еды». Особых проблем подкидывает внезапно вернувшаяся Карен. Девушка Липа Мэнди, вкладывающая в его будущее с таким же рвением, с каким Фиона заботится о своей семье, серьёзно напрягается при появлении бывшей подружки, и даже совершает непоправимый поступок — в стиле Милковичей. Зрители и зрительницы давно уже разделились на два лагеря — «За Мэнди» и «За Карен», но я, как и Лип, побуду пока в стороне от этого холивара — обе девки стоят друг друга. У симпатяшки Йена разбито сердце — его парня Микки суровый папа заставляет жениться на русской проститутке, и Йен решает сбежать в армию. Его история пока держит у экранов гомосексуальную аудиторию, но развернётся в полную силу, скорее всего, в следующем сезоне. В 2014 год отправили и вопрос с Джимми. Что произошло на той лодке, не понял никто. Конверт, который Фиона получает в последней серии, намекает, как мне показалось, на смерть. Но создатели разумно оставили этот вопрос открытым — поклонники много напишут в интернете об этом, о своём отношении к Джимми и такому финалу, и авторы будут готовы в 2014 году ответить так, как угодно зрителю.

Вообще Эббот и Уэллс грамотно завершили многие линии в третьем сезоне — например, историю с ребёнком Ви и Кевина. Но некоторые пробросили в следующий сезон. Это произошло по очевидной причине — четвёртый сезон обязательно должен был быть. Рейтинги растут с каждым показом, актёры пока не достигли того возраста и статуса, когда они начинают стремиться к большому кино. Тем более, что в наше время драматические сериалы на платных каналах давно уже достигли уровня большого кино. Радует, что и темы стали выбирать новые и неисследованные. Будь то террорист-смертник, совершающий пробежку возле Белого Дома, или семья чикагских бедняков, живущих в соседнем дворе.