Друзья, это, наконец, произошло – нам показали МАМУ! В ковбойских сапогах, с гитарой и жёлтым зонтиком – всё, как обещал Тед – она подошла к кассе и купила билет до Фархэмптона, городишка, где будет проходить бракосочетание Барни и Робин. Мама играет в рок-группе, которую выбрала для свадьбы Лили, и этому выбору посвящена отдельная серия. Если предположить, что саму свадьбу покажут в первой серии девятого сезона, я даже не представляю, о чём будут остальные 23 серии, ведь Тед её уже встретит. Видимо, она исчезнет, и он будет заниматься её поисками. Но это всё – в следующем году, а пока вернёмся к восьмому сезону.
Хотя, нет. Вернёмся в самое начало сериала. Его авторы, Картер Бэйс и Крейг Томас, придумали сюжет «Как я встретил вашу маму» в 2005 году, как рассказ о собственной молодости, проведённой в Нью-Йорке. Из личности Бэйса создали Теда Мосби, а характер Томаса достался Маршаллу Эриксону. «How I Met Your Mother» изначально являлся неким заменителем легендарных «Друзей» – компания милых и забавных людей тусуется вместе, как-то устраивает свою жизнь и вечно попадает в приключения. Замена состоялась, и зрители сериал приняли, и в дальнейшем его сюжет развивался по совершенно особому, не как у «Друзей» пути, со своими авторскими особенностями. Например, фишкой «HIMYM» стали флэшбеки в прошлое, где друзья ещё учились в колледже. Или серия может начаться с какой-то безвыходной ситуации, а потом голос Теда скажет: «А сейчас я вам расскажу, как мы в эту ситуацию попали». Время «отматывается» на несколько часов назад и серия, наконец, начинается. В прошлых сезонах частыми были фантастические рассказы Барни о методах съёма – сейчас он почти женатый мужчина и избегает подобных тем. Очень часто используется приём из «Расёмона», когда одна и та же история рассказывается каждым персонажем по-разному. Авторам ничего не стоит заставить своих героев внезапно начать петь – прохожие оказываются подтанцовкой и серия превращается в мюзикл. И хотя «HIMYM» за восемь сезонов претерпел большую эволюцию от единичных смешных историй к линейному повествованию со сквозным для всего сериала сюжетом, эти авторские особенности построения серий, игры со временем, с жанрами, с точкой зрения стали главной отличительной фишкой сериала. И, к сожалению, одним из очень немногих достоинств, которые у него ещё остались.
Критика, изначально любившая сериал до беспамятства, с 6-7 сезона солидарно перешла в лагерь его противников. Рецензенты считают, что авторы выдохлись, что шутки не смешны, что ситуации высосаны из пальца, что сценаристы путаются в собственных персонажах и наделяют их несвойственными им изначально чертами. Романтическая линия, которой в восьмом сезоне стало очень много, часто предсказуема буквально до отдельных фраз. Главная проблема – это, конечно, лишние персонажи. Авторы пытаются разбавить великолепную пятёрку дополнительными характерами, которые создают сюжетообразующие ситуации, но иногда эти персонажи выглядят настоящей мебелью – чем, собственно, и являются. Они должны стать причиной для проявления каких-то черт в главных героях или заставляют их принимать важные решения, которые в конце каждой серии сопровождаются обязательным уже моралите. Этого стало слишком много – пол-серии герои могут изливать друг другу душу и закадровый смех заменяется закадровым всхлипыванием. Барни больше не герой-любовник, а пушистый и домашний хомячок с багажом былых побед. Тед превращается в несмешного и занудного 30-летнего холостяка. Робин, которую мы всегда позиционировали как начинающую журналистку, в конце восьмого сезона, кажется, сама уже забыла, кем и где она работает. Единственные живые и молодые герои, как ни странно – Маршалл и Лили. Первый, конечно, остаётся заботливым папочкой, но, во-первых, ему это очень идёт, а во-вторых, он не упускает случая, чтобы не поддеть своих погрузневших и погрустневших друзей. Да и сам, в общем-то, сохраняет юношескую инфантильность и продолжает мечтать о том, как будет в судах спасать экологию. Да, это менее соответствует его возрасту, но это уместно в ситкоме, и за ним по-прежнему интересно наблюдать. Лили, в свою очередь, продолжает скучать за холостыми денёчками и радуется каждой возможности попасть на пьянку-гулянку. Это понятно – материнство таки выматывает. Кроме того, у Лили начался гормональный пик 30-летней женщины, и проявления её дикой сексуальности вносят какое-то разнообразие в этот опуританившийся мирок.
В целом, восьмой сезон развивался по синусоиде – после бодренького начала история и качество юмора пошло на спад. Потом декабрьский всплеск, опять спад и очень сильный финал. В начале сезона Робин рассталась с туповатым Ником, Тед домучивался с Викторией, Барни – с Куинн, а Лили с Маршаллом никак не могли пристроить ребёнка, чтобы оторваться. Барни внезапно для всех решил встречаться с толстушкой Патрис – коллегой Робин. То, что это была тщательно спланированная акция, понимали все – и зрители, и критики, но только не сама Робин. Их с Барни попытки сойтись затянулись до неприличия. Впрочем, всё разрешилось в середине сезона, и большая сдвоенная серия, в которой это произошло, стала одной из его вершин – и по накалу страстей и по остроте юмора.
Во второй половине сезона Барни и Робин стали источником всех мимими-моментов, чем окончательно повергли юмористическую составляющую сериала в кому. Тед встречался с не очень забавной малолеткой, потом попал под чары маньячки Жанетт, потом осознал, что он – конченый холостяк и решил посвятить себя ребёнку Маршалла и Лили, потом опять вспомнил про Робин. Всё это создавало ощущение бардака, который творится в головах авторов, и что они совершенно не знают, чем заполнять сезон. Если каждая серия во всех восьми сезонах делилась на две равновесные и равнозабавные истории, то теперь главной линией стала романтика, а суб-сюжеты с юмором оказались единственным, что хоть как-то держало на плаву сериал. Например, одной из удач стала история с бывшим сокурсником Маршалла Брэдом – тот прикинулся бедным безработным дауншифтером, но потом оказался кровожадным зверюгой-адвокатом. Их прения с Маршаллом в суде достойны аплодисментов. Но это и немногие другие удачные сценки – очень мало для такого леген-подожди-дарного сериала. Персонажи превратились в совершенно других людей, а те, в которых мы влюбились в первых сезонах, исчезли без следа. Мы их по-прежнему любим, но влюблённость прошла.
И касательно Мамы. Её в последней серии сыграла Кристин Милиоти – молодая актриса из Нью-Джерси. Она известна по бродвейским постановкам и сыграла две большие роли в мюзиклах. Кроме того, она исполнила главную роль в канадском авторском фильме «Эпоха соблазна», и я со всей ответственностью заявляю, что она – очень хорошая, великолепная актриса. И, может быть, даже слишком хорошая для этого сериала. Но, как известно, этих хороших вокруг – пруд пруди, а звёзд мало. Надеюсь, звездой её сделает роль Мамы. Впрочем, уверен, что запросы гугла на её имя резко возросли за последнюю неделю. Посмотрим, что будет в следующем году.
Главный летописец у PR agency “Bagels&Letters”