
Разыскивающий | Cruising
Режиссер: Уильям Фридкин
В главных ролях: Аль Пачино, Пол Сорвино, Карен Аллен
В Нью-Йорке орудует серийный убийца, охотящийся на гомосексуалов. Офицер полиции Стив Бернс внешне схож с типом жертв маньяка. Его задание – посещать городские гей-клубы, заводить знакомства, собирать информацию и, возможно, поймать маньяка на живца

В Нью-Йорке орудует серийный убийца, охотящийся на гомосексуалов. Офицер полиции Стив Бернс внешне схож с типом жертв маньяка. Его задание – посещать городские гей-клубы, заводить знакомства, собирать информацию и, возможно, поймать маньяка на живца
Русское название фильма имеет отдаленное отношение к оригинальному и тем более не передает игру слов. Cruising – это как полицейское патрулирование, так и поиск сексуального партнера в общественных местах.
Одни представители гей-сообщества участвовали в съемках, другие проводили многочисленные акции протеста, пытаясь сорвать рабочий процесс. Ознакомившись с конечным результатом, понять можно и тех, и других. Фридкин снял провокативный и спорный триллер. «Разыскивающий» – во всех смыслах темный фильм, достаточно напряженный в первых 2/3, и немного разочаровывающий по факту.
Сценарий Уильяма Фридкина был вдохновлен сразу несколькими источниками. Романом «Cruising», серией статей в «The Village Voice» о нераскрытых убийствах геев в Нью-Йорке и историей Пола Бейтсона. Последнего Фридкин снял в своем культовом фильме «Изгоняющий дьявола». Впоследствии Бейтсон в состоянии алкогольного опьянения убил своего случайного любовника, кинокритика «Variety» Эддисона Веррилла.

«Разыскивающий» близко подходит к той грани, которая разделяет мейнстримовое кино и порнографию. Фильм замахивается на социальные проблемы, но этим лишь и ограничивается. Зато в изображении ночной жизни гей-клубов и их завсегдатаев в кожаных куртках и фуражках картина преуспевает. Все это показано откровенно и без какой-либо пародийности. Да и галерея образов далека от клише: уверенный в себе, не боящийся пожаловаться полицейскому начальству на беспредел патрульных мужчина; романтик и творческая личность; самовлюбленный ревнивец; мачо, помешанный на сексе, и так далее. Конечно, штампов хватает, но нельзя забывать, что в триллере показан лишь один из аспектов жизни гей-сообщества Нью-Йорка. И акцент сделан преимущественно на «кожаную субкультуру».
Мне нравится, когда Аль Пачино играет не крутых парней, а более реалистичных персонажей. Его герой – человек мягкий, немного застенчивый, при этом отнюдь не трус. Интересно наблюдать, как Пачино отыгрывает манерность во время знакомства с соседом. Выглядит это не пошло, не анекдотично. Он двигается так, как с точки зрения гетеросексуального мужчины должны двигаться гомосексуалы. Герой Пачино изначально ведет себя стереотипно.
Намечалась небезынтересная линия, в которой показан внутренний конфликт главного героя, но режиссер лишь обозначил ее. Несколько моментов, в которых персонаж Пачино испытывает сомнения, страх, интерес – это неплохо, и все же мало.

В фильме в крошечных ролях появляются в будущем известные актеры. Пауэрс Бут («Город грехов», «Мстители») играет циничного продавца. Джеймс Ремар («Декстер», «Джанго освобожденный») исполнил эпизодическую роль ревнивого бойфренда соседа главного героя.
Фильму не откажешь в смелости – и в плане тематики, и в плане съемок. И все же «Разыскивающий» не до конца реализует потенциал. Некоторые вопросы останутся без ответа. Причем это тот случай, когда недосказанность – явный минус картины.

К финалу у меня двоякое отношение. Он в духе режиссера – немного шокирующий, во многом открытый. В это же время концовка необъяснимым образом выглядит гомофобной. Некоторые комментарии под фильмом утвердили меня в этом мнении. Возможно, Фридкин хотел шокировать зрителя. В конечном итоге он не угодил никому, а фильм провалился в прокате.
Режиссеру традиционно «перепало» от критиков. Не менее традиционно – для некоторых фильмов Фридкина – с годами критика «Разыскивающего» стала мягче. Неоднозначная работа, которая, мне понравилась больше, чем культовый «Изгоняющий дьявола» этого же режиссера.