Хардкорное диско (2014) | Рецензия #ММКФ

Твит рецензия: Когда трибьют Джиму Джармушу превращается в самоцель, а не в инструмент для решения своих задач.

Сюжет: Современный метрополис. Родители-нувориши и их гедонисты-дети живут в мире, где злоба и напряжение достигают взрывоопасного уровня. Марцин, недавно перебравшийся в столицу из провинции, знакомится с Олей. Девушка вводит своего нового знакомого в мир наркотиков, бесконечных богемных тусовок и нелегальных автогонок. Ни она, ни её родители не подозревают, что Марцин не так прост, как кажется на первый взгляд, и в его голове зреет хитрый план…

Кшиштоф Скончены делает первые шаги на поприще режиссера. До этого его многие могли увидеть у именитых коллег, таких как Анджей Вайда и Агнешка Холланд. Эти шаги достаточно смелые. Сразу в руки, даже скорее быка за рога, берет сложную тему эволюции отношений и мирового космополитизма.

В итоге получатся дуальное кино. Дуализм во всем. Например, фильм почти совершенен в своем визуальном решении — смотришь, не отвлекаясь. Даже специальная игра с темпом фильма — длина кадра, документальные вставки, методы съемки — работают на фильм. Но во время этого визуального пира, я как-то не уследил за основной мыслью, посылом, идеей. Фильм закончился, а у меня внутреннее противоречие: мне понравилось, но что я увидел?

Понимание картины приходит со временем, с перевариванием его и не без помощи авторов фильма. Начнем с самого явного, но ускользающего: «Хардкор диско» построен на конрастах. Само название говорит об этом. Слова из разных поколений, кроме обозначения времени еще и описывают темпы восприятия своих поклонников. Контрасты подчеркиваются и музыкальной составляющей. Скажу спасибо авторам, что дали познакомится с польской музыкой разных поколений. Музыкальный контраст заметен тем, что он работает по-разному для разных зрителей. Одни скажут о неуместном использовании, другим понравится, но главное — все услышат заданное настроение или антинастроение.

Марцин Ковальчик, исполнитель главной роли, сказал о том, что протагонист ему интересен с точки зрения изучения феномена сексуальной привлекательности агрессии и насилия. Это открыло для меня еще один аспект и контраст фильма. Правда мысли об этом уводят меня непосредственно от польского произведения. Феномен очень интересен и о нём стоит думать. Наверняка, слоев в этом фильме больше, но…

Соединение в одном фильме античной трагедии (повествование построено по этому архетипу) и выверенного кадра, как у Джима Джармуша (это заметно всем, от плакатов фильмов до упоминаний названий фильма режиссера), делают этот контрастный фильм очень приятным для просмотра, но не всегда — для раздумий. Возможно, фильм пуст, и я приношу в него дополнительные смыслы. Уверенно могу сказать об обдном: «Хардкор диско» очень близок по духу фильмам Джармуша — красивой картинкой и постоянно убегающим смыслом.