Капоне | Рецензия Matt Zoller Seitz

2,5 из 4 

Matt Zoller Seitz в перевеоде Антона Фролова

Капоне, Фонзо, Fonzo, Capone, Лицо со шрамом

Сюжет: Фильм рассказывает о жизни Аль Капоне после освобождения из тюрьмы, когда он будучи лишённым своего влияния, здоровья и друзей вспоминает о своём тёмном прошлом.

В ролях: Том Харди, Ноэль Фишер, Кайл Маклахлен, Линда Карделлини

Режиссер и сценарист: Джош Транк

Том Харди, сейчас напоминает Марлона Брандо. Харди – не просто актер Метода, который любит переодеваться (а иногда и носить маски), и порой использует театральный макияж с выпячиванием черт лица, но и потому, что Харди, как и Брандо действует по внутренней логике, часто не понятной публике. Он также похож ан Брандо в выборе ролей, когда фильм успешен, исполнение дерзкое, яркое и не возможно представить другого на этом месте. Когда же картина неудачна, результат игры актера механический и странный, а главное не понятный для публики. Том Харди преднамеренно искусственен, а это отсылает к актерам старшего поколения. В работе англичанина заметно влияние кинозвёзды прошлого, обученного сценическому  мастерству, Орсону Уэллсу. Последние разделяют любовь к пластическому макияжу и причудливым голосам, которые после почти не разобрать. 

“Капоне” от сценариста/режиссера Джоша Транка сделан специально для Тома Харди, играющего гангстера из названия, предлагает разнообразные грани таланта актера со всех сторон . 

Харди изображается ворчливого, сифилитика и физически распадающегося Аль Капоне, освобожденного из тюрьмы по обвинению в уклонении от уплаты налогов и проживающий в особняке во Флориде, окруженном болотом.

Иногда эффект просмотра сродни последним ролям Брандо, когда вы не знаете, с кем он разговаривает, даже когда он обращается непосредственно к другому персонажу. Иногда это похоже на то, как молодой Орсон Уэллс в конце “Гражданина Кейна” с лысиной-сковородкой, смотрит на мир водянистыми, жалкими глазами. В есть и другие роли, Мэтт Диллон в роли правой руки Капоне, Кайл Маклахлен в роли мафиози, Линда Карделлини в роли жены Капоне Мэй и  Кэтрин Нардуччи в роли его сестры Рози. Но, по сути, это шоу для одного человека, в котором есть поддерживающие игроки, и их единственная задача – реагировать на старания звезды или говорить о его персонаже, когда его нет рядом.

Это могло стать бенефисом Тома Харди без маски, голоса и специального гардероба, но нет. В фильме актер носит пижаму, как потерявшийся двоюродный брат моряка Папай из Бруклина. Еще он одевается как Норма Дезмонд:  в шляпу-невидимку, шаль и солнечные очки, чтобы его не узнали по пути на рыбалку, скуривает бесчисленное количество сигар, окатанным дымом справлять нужду в ведро. Заметив же пятна мочи на стуле, из-за недержания, спросить спутника: “Аррр, что это такое? Откуда это взялось?”

Голос Капоне, что-то нечто средние между Бейном из “Тёмного рыцаря: Возрождение легенды ”, голосом из “Бронсона” и охотником из “Выжившего”. Все это напоминает о знаменитостях, пытающихся произвести впечатление на шумной вечеринке. 

Сколько не вслушивайся, все равно кажется, что говорят сквозь руки. Все это стилизованно, что у вас возникает желание посмотреть на темные части кадра в поисках  анимированного персонажа, возможно, спрятавшегося за стулом.

В  конце концов, зритель может спросить, в чем смысл. Фильм не отвечает на этот вопрос. Никто не обязывает, но в современной повестке дня, такие фильмы дают представления о психологии, преступности или что-то в этом роде. В “Капоне” не предлагают интересного главного героя, достаточно занимательного, чтобы компенсировать, все отвратительность и эгоистичность. Представленный Капоне просто похож на грустного старого ублюдка, который развалился на части до такой степени, что нет причин бояться его. Разве чуток, когда у него в руках огнестрельное оружие. 

Фильм не радует другими персонажам,  не дает нам по-настоящему эмоционально проникнуться с Капоне. Картина слишком сосредоточена на игре Харди. Мы не понимаем, как другие видели в нем друга, мужа, брата, босса, захватывающего и богатую икону гангстеров и т.д., что вдохновляло на преданность в конце его жестокого и, в конце концов, жалкого существования. Это дисконтная версия “Ирландца” Мартина Скорсезе. Жизнь трудна; наш выбор имеет последствия; старение и смерть бывают болезненными и продолжительными; возможно, существует Бог, у которого есть план, и Он жестокий, или мы оставлены на произвол судьбы в холодной и анонимной вселенной; и так далее.

Хороший ли материал стареющий Капоне, для исследования темы заданной фильмом? Для каждого зрителя ответ разный. Я видел много фильмов  в стиле “последние дни трудного человека”, и этот фильм посередине между дерзкими, созерцательными “Пазолини” и “Ирландец” на одном конце, и “давайте налепим макияжа на этих актеров”, в фиаско “Мистера субботнего вечера” и “Для мальчиков” на другом.

Транк, оригинальный и в некоторой степени не кинематографический режиссер, который не радует главные студии, кажется держит все под контролем, в интригующей и контринтуитивной глянцевой психологической драме. В то же время Харди кричит, гремит. Его движения напоминают раскадровки из старых фильмов. Такое ощущения, что правила освещения, расстановки камер из современности забыты, а режиссер надеется все исправить на монтаже. Эффект сродни слону в посудной лавке.

Тяжело не ценить, старомодный стиль производства, а также желание построить полнометражный фильм вокруг исторического персонажа в интимной и реалистичной ситуации. Считаете ли вы результат завораживающим или утомительным, будет полностью зависеть от факторов, которые не оперяются на звездный рейтинг, а обращаются к опыту зрителя, а мой изложен выше.