Племя (2014) | Рецензия

Жизнь по законам общества

Первый полнометражный фильм Мирослава Слабошпицкого повествует историю юноши по имени Сергей, который попадает в интернат для глухих. Там, как и в любом закрытом обществе, существуют свои правила и ты либо пляшешь под дудку главаря банды, либо получаешь подзатыльники и плевки в кашу. Сергей примыкает к банде и вместе с другими парнями продает поделки по вагонам поездов, избивает прохожих, что бы отобрать еду и сдает в аренду девочек из интерната водителям фур для плотских утех. Но однажды система рушится. А виною тому — любовь.

Конечно, в таких мрачных условиях проявление этого светлого чувства тоже выглядит немного не так, как в романтических комедиях. Сначала Сергей покупает любовь девушки за деньги, а потом берет ее силой да и вообще заявляет права на малышку, словно она его собственность. А девочка мечтает о поездке в Италию, куда ее собирается доправить, не иначе как для сексуального рабства, ушлый «бизнесмен».

Лаконичные, практически всегда статичные кадры, снятые, в основном, общим планом складываются в картины насилия и чернухи. Но в то же время фильм не выглядит нарочито грузящим. За исключением, пожалуй, эпизода с абортом. Его длинна и натуралистичность прекрасно вписываются в канву повествования, но для восприятия это слишком тяжело. Не знаю как парням, но девушкам смотреть на это невыносимо.

С начала фильма и где-то до середины, кажется что эта картина про глухонемых и об их нелегкой жизни. Задаешься вопросом, почему же раз глухие — так сразу мрачняк? Но позже становится абсолютно ясно, что эта история не столько о глухих, сколько о людях вообще. Язык жестов — это лишь язык. Выразительное средство, понятное тем, кто различает значение этих жестов. Однако, Те, кто не знает «условного кода», много не потеряют. Ведь здесь говорить особо не о чем. История классическая и в ней все ясно без слов. Это история всего мира и всего человечества. «Племя» — плакатный артхаус с поистине волшебным финалом. Конечно, финал этот жестокий и шокирующий, пускай и справедливый (с этим не согласятся лишь церковники и отъявленные гуманисты). Но то чувство, которое возникает, когда смотришь последние кадры, не просто будоражит, ты по-настоящему удивляешься тому, насколько люди могут быть беспомощными.

«Племя» невозможно воспринимать однозначно. Да, в нем много чернухи, но в то же время режиссер не пытается выдавить из зрителя слезу, вызывая желание удавиться от горя прямо в кинозале. Здесь многое воспринимается отрешённо, абстрактно. В этом проявляется гуманизм автора по отношению к зрителям. Странным образом в этой довольно таки трешевой ленте можно увидеть Ромео и Джульетту. Однако, есть на них налет какой-то недостаточной одухотворенности. Будто эти люди застряли на той стадии, когда они уже хотят чувствовать, но еще не готовы к этому.