Теория большого взрыва (2013) | Рецензия на 6-й сезон

Есть мнение, что ситкомы нужно закрывать после 4-госезона. Мол, дальше авторы продолжают эксплуатировать старые, затасканные темы, повторяются в шутках — и это плохо. Или, наоборот, в поисках нового вводят дополнительных персонажей, меняют героев и начинают рассказывать длинные истории, которых не хочет видеть в ситкоме зритель. Тогда сериал превращается в нечто иное, и преданный зритель отворачивается от него. «Кризис 5-госезона» случился и с сериалом «Теория большого взрыва». Многим поклонникам категорически не понравилась Эми, другие считают брак Говарда и Бернадетт ошибкой — распался «эрзац гомосексуального брака» Говарда и Раджа. Третьи были недовольны тем, что Леонард и Пенни сошлись — сексуальное (а иногда анти-сексуальное) напряжение и романтизм неразделённой любви между этими двумя персонажами канул в лету. Теперь они — скучная обычная счастливая пара. Как ни странно, в 6-мсезоне авторы практически вытянули «ТБВ» из сценарной ямы — аудитория сериала выросла, и он впервые в своей истории стал лидером среди американских ситкомов, подвинув своего собрата по CBS — «Двух с половиной человеков». Что произошло? Попробуем разобраться.

Во-первых, «произошёл» Чарли Шин — рейтинги «Двух с половиной» серьёзно пострадали. А во-вторых, Чак Лорри дал «порулить» Стивену Моларо — третьему executive в «ТБВ» (первые два — сам Лорри и Билл Прэйди). Моларо теперь расписывал сквозные сюжеты для всех основных персонажей, и его главной задачей стало — расшевелить это болото и не дать зрителям скучать. Персонажи должны меняться, но не кардинально. «ТБВ» тем и хорош, что это сериал о нёрдах и для нёрдов, и выпадение из этой струи равносильно провалу. Главный комедийный мотор по имени Шелдон не может бросить физику или меньше о ней говорить, он не может перестать быть асоциальным эгоистом с манией величия, но он может развиваться в «человеческом» направлении, делая свой образ более позитивным и предоставляя зрителям, ассоциирующим себя с Шелдоном, маленькую надежду. Катализатором этих процессов стала Эми с её огромным желанием физической близости. Если у Леонарда и Пенни всё развивается очень медленно, то у Эми с Шелдоном это развитие происходит в тысячу раз медленнее. Но происходит. В предпоследней серии они уже занимаются вербальным сексом от лица своих персонажей из «Подземелий и драконов». Это прогресс, чёрт возьми, и его не остановить!

Для Леонарда и Пенни авторы приготовили несколько других, более «человеческих» испытаний. Во-первых, это ассистентка Шелдона — рыжая красотка Алекс. Интернет взорвался от пожеланий и фантазий зрителей — те непременно хотели отправить Пенни на обочину сюжета, в родную глухомань или даже — страшно сказать — в объятия Раджа, но только чтобы Леонард и Алекс сошлись. Тем более, что девушка проявляла искреннюю симпатию к доктору Хоффстедеру. Это, собственно и стало следствием слишком ровных отношений Пенни и Леонарда. В жизни такие отношения как раз и называются «счастливой семейной жизнью», но никто не хочет видеть их в сериале. Леонард немножко покуражился от такого внимания со всех сторон, Пенни занервничала, и результатом этого стала одна из самых трогательных серий сезона. Пенни впервые пришла к Леонарду на работу, и он показывал ей свои разработки, включая голографический лазер-шмазер, и произносил мимоходом самые поэтичные фразы, которые может произносить физик-теоретик. Конечно же, Пенни ему дала прямо на рабочем столе, а потом ещё раз, а потом в ТАРДИС (даже у Доктора не было секса в ТАРДИС!).

Второе испытание было не таким значительным — Пенни решила вернуться к учёбе, и Леонард начинает её ревновать по несуществующим поводам. Они ссорятся, но в пылу ссоры он понимает, что сам себя накручивал, а Пенни неожиданно для всех и самой себя признаётся Леонарду в любви. Это был очень яркий и красивый момент взросления — для них обоих.

И последний тест на прочность настиг их в конце сезона — Леонарда приглашают в экспедицию, и он должен будет провести четыре месяца на лодке в Северном море, проверяя гипотезы Хоукинга. Шелдон завидует, а Пенни, изрядно повзрослевшая, относится к этому со всей серьёзностью и отпускает Леонарда в командировку с лёгким сердцем. Все счастливы. Посмотрим, куда они придут в следующем сезоне.

Говард и Бернадетт оказались самой стабильной парой сезона — их притирки и взаимные упрёки милы и незначительны, но при этом изрядно утяжеляют сериал. А вот личные переживания Говарда оказываются очень важной темой в начале и середине сезона. С первой серии Говард рассекает космос на МКС — ему плохо, коллеги над ним насмехаются, мама достаёт его даже с Земли и он хочет домой. Вернувшись, он ходит героем и каждые пять минут напоминает всем вокруг, что они — прах под ногами, а он в космосе был. Это всем надоедает, авторы изящно вставляют в серию ролик с Базом Олдрином, и Говарда «отпускает». Ещё одна важная для Воловица серия — история с письмом отца. Это тоже, своего рода, взросление, и то, как члены их небольшой тусовки объединились, чтобы помочь ему справится с этой проблемой, вызывает искренние слёзы и сопли умиления. В целом же, Говард и Бернадетт выглядят самой скучной парой сериала, и особенно — миниатюрный биолог с тоненьким голосом. Раньше она успевала и шашни с Говардом крутить и отжигать со своими собственными историями. Теперь Бернадетт, к сожалению, превратилась в подпорку для сюжета. Ждём от неё тайн и хулиганских выходок в новом сезоне.

А самые сливки в этом году достались, конечно же, Раджу. Это воплощение няшности и одиночества, самый нежный и романтичный физик на свете, как вы знаете, страдает от жуткой фобии — не может разговаривать с женщинами, пока не выпьет. Но говорит постоянно, из чего мы делаем вывод, что он постоянно бухой. В начале сезона у него наклёвываются умилительные отношения со Стюартом — владельцем магазина комиксов. Они дружат потому, что все вокруг разбились по парам, и эти мужчинки проявляют по отношению друг к другу особую нежность и заботу. Учитывая сомнительную связь Раджа с Говардом в прошлых сезонах, интернет наполнился доказательствами гомосексуальности этого неисправимого бабника. Апологетов этой теории не смущало даже то, что Радж, исполнявший в паре с Говардом роль «жены», в отношениях со Стюартом занял позицию «опытного мужчины». Но вся эта теория рассыпалась в прах с появлением Люси. Как оказалось, единственная надежда на любовь для самого застенчивого мужчины в стране — встретить самую застенчивую женщину в стране. Люси была невероятно удачной находкой для сериала — на её фоне Радж смог проявить множество своих качеств, и его постижение науки отношений опытным путём выглядело неожиданно захватывающим. Конечно же, он профукал собственное счастье и в конце сезона остался один-одинёшенек, но избавился от «женщиноболталофобии». Радж — самый интересный, самый яркий и самый смешной персонаж шестого сезона.

В целом, сериал под руководством Моларо обрёл новое дыхание. Он явно старается придерживаться незыблемых аксиом — «Шелдон асоциален», «Леонард неловок», «Говард хвастлив», «Пенни не дотягивает до уровня Шелдона» и так далее, но внутри этого коридора ищет всё новые и новые возможности для развития. Герои переживают уйму скетчевых, внесюжетных историй — как, например, беседы Шелдона о рабстве с кадровичкой или война за парковочное место, или поездка на комик-кон — но они, наконец, сдвинулись с места и в их жизни начало что-то происходить. Эта тонкая грань между каноном, заданным в первом сезоне, и неожиданным развитием персонажей — и есть та таинственная формула спасения «ситкомов в возрасте». Если у авторов получится сохранить такой настрой и в следующем году, седьмой сезон грозит стать одним из лучших в истории сериала. Только, пожалуйста, отдельное пожелание — показывайте почаще их работу. А то я потихоньку стал забывать, что эти круглосуточные тусовщики пока ещё — физики.