Сын Саула (2015) | Рецензия с ОМКФ

СюжетДва дня Саула Аусландера, заключенного из зондеркоманды Освенцима, сжигающего трупы других — он пытается спасти из огня и похоронить тело мальчика, которого принимает за своего сына.

Что значит человеческая жизнь? В какой валюте измерять её ценность? Это кусок горячего мяса, сжигающий своими легкими кислород, и загрязняющий своими отходами стоки, или высокоинтеллектуальное существо, способное выстраивать целые цивилизации, культуры? Удивительно сочетающее в себе эти качества существо способно создавать новые системы ценностей, побочными явлениями которых, иногда, становятся извращения над звериной природой, естественным началом. Интеллект существа, под названием «Человек», имеет свои баги, и порою природные агрессивные инстинкты направляются не на выживание , а на истребление себе подобных под маской высоких идеалов. Продуктом такого извращения, я считаю концлагерь, ставший бэкграунд для поиска смысла человеческой жизни в следующем фильме.

Чем понравился: операторской работой, тонкостью подачи. Держал своим одним кадром, как и «Виктория». Построен практически весь на крупных и средних планах, при чем затяжных, общих — крайне мало. Прием сразу погружает в атмосферу, и концентрирует на человеке. В зоне резкости — только главный герой, остальное скрыто за расфокусом, как большое такое пятно происходящего. Картинка вокруг размытая, но что-то движется, звучит — и криками, и страданиями. Непонятно, что конкретно происходит, что делает этот человек, каковы его дальнейшие действия. Очень много движения, фильм снят в динамике, герой молчит, мы очень редко слышим его реплики.Человек и атмосфера. Человек и обстоятельства. Кто он?Чего стоит его жизнь, и что от нее осталось? Имеет ли какой-то смысл его жизнь для него же самого в том ужасе, в который он попал. 

Персонаж — работник «зондеркоманде»- подразделения узников концлагеря Освенцима, которые занимаются подготовкой и очисткой газовых камер со всеми вытекающими последствиями. Ощущение пустого человека, бессмысленного. Чувства контейнированы. Его жизнь пустая, он молчит. Много молчит.

Но все меняется, и мы видим шевеление в каменном герое, когда он становится свидетелем смерти мальчика лет десяти. Тот хватается за идею похоронить ребенка по всем иудейским правилам и канонам. В потоке действий и приказов, движения внутри того мира, в который он попал, пленник задается личной целью, которая его ведет сквозь этот весь мясорубочный калейдоскоп, и тот пытается найти раввина. При чем рискует целью общественной – проектом побега участников Зондеркоманде из лагеря. Ведь какой смысл в конспирации побега, когда то,что тебе было так дорого- разрушено,потеряно. Все посыпалось, ценности и идеалы растоптаны, на твоих глазах душат еле дышащего ребенка. Не даром существуют различные ритуалы захоронения в человеческих культурах — это символическое прощание, способ пережить потерю. Набор таких ритуальных действий — трансформирование эмоций. Это стремление к прощанию сначала ведет героя сквозь ад, но затем он доводит цель до абсурдности, или это цель доводит героя до абсурдных действий и решений. 

Длительные планы дают время поразмыслить над «нафига он это делает». Ахтунг! После фильма есть вероятность выйти раздавленным и вымученным, а также есть возможность подумать о бессмысленности и абсурдности всего проиходящего, и жизни в целом.