Чёрный уголь, тонкий лёд (2014) | Рецензия с ОМКФ

Сюжет: Северный Китай, 1999 год. В небольшом городке обнаруживают несколько трупов. В результате попытки поймать предполагаемого убийцу погибают двое полицейских, и один получает тяжелые ранения. Выжившего офицера отстраняют от работы, и он устраивается на завод охранником. Пять лет спустя происходит еще одна серия загадочных убийств…

Твит рецензия: Тонкая грань между обычным детективом и социальным высказыванием… Так должно было быть, наверное, но я увидел только детектив.

«Багаж» может быть не только у людей, но и у фильмов. «Черный уголь, тонкий лед» после получения золотого медведя представляет собой пример такого фильма. Мне очень сложно воспринимать его спокойно, без попыток найти причины получения приза.

Также мне всегда казалось, что на Берлинском фестивале вручают призы фильмам с социально важным подтекстом. В этом фильме социальные нотки есть, но они сосредоточены на гендерном различии и индивидуальности.

По причинам, описанным выше, я постараюсь написать о детективе, который просто наполнен китайскими метафорами. Не каждая детективная история будет описывать трудности и изменения, даже деградации, главного персонажа. Обычный детектив — красив, умен, циничен и безумно обаятелен — см. Шерлок в исполнение Бенедикта-наше-все. Китайский вариант (ладно, вариант детектива из фильма) представляет собой совершенно иную картину. Нам показывают не только его работу, максимально избегая словесных форм, но и внутренние изменения через внешние проявления. Человека прошедшего через эмоциональный срыв, почти нашедшего выход, но рухнувшего в пропасть реальности.

Внутренняя несбалансированность, разногласие и противоречивое восприятие раскрываются также с помощью окружения. Мне всегда нравятся фильмы, которые не приукрашивают окружающий мир. Как в французском фильме «Мужское-Женское» показаны грязная кухня и ржавый кран, как в американском — «Полночный поцелуй» — хаос обычной жилой комнатой. Это добавляет достоверности, позволяет в большей степени доверять авторам. Нам не показывают какую-то параллельную реальность, где продавец обуви может содержать виллу и семью из 5 членов (см. Счастливы вместе). Китайский мир удивил схожестью с нашим, родным. Если бы не надписи и кулинарные особенности, то угадать место производства фильма было бы сложно. Видимо, социалистический строй делает даже очень непохожие миры одинаковыми.

Герой с его проблемами, настоящая действительность и красивая китайская актриса — это все выделяющиеся элементы художественного фильма. Детективная составляющая и остальные герои слишком обычны, уже не раз виденные. Загадка слишком простая. Она не в состояние сделать фильм лучше. Второстепенные герои слишком второстепенны и не помогают раскрывать главного персонажа. Немного может удивить общая неуклюжесть, хотя, скорее естественность, движений персонажей в динамических сценах. Тут нет красиво бегающих и стреляющих или дерущихся мужчин и женщин. Отсутствие смакования убийств делает фильм более международным. Такой подход, мне кажется, не естественен для азиатского кино. Жестокость там воспринимают по-другому, а в этом фильме смерть глупа, бессмысленна и лишена какой-либо эстетики.

Странный выбор Берлинского жюри. Наградить простой, с хорошей эстетикой, фильм — очень неожиданно. Нет в фильме и необычной красоты, интересных ракурсов.

P. S. : Сдвоенный финал еще больше понижает оценку. Зачем делать два контрольных выстрела? Все ясно и понятно становится уже после первого. Очень много вопросов…