Мустанг (2015) | Рецензия с ОМКФ


Твит рецензия: Эту историю я уже видел. Правда не про Турцию и с другой интригой 


Сюжет: Начало лета. В селении на севере Турции Лале и её 4 сестры возвращаются домой со школы, невинно играя с мальчиками. Аморальность их игр создаёт скандал с неожиданными последствиями. Семейный дом сразу же превращается в тюрьму, обучение домашнему хозяйству заменяет школу, начинают организовывать свадьбы. Пятеро сестёр, разделяющие любовь к свободе, находят способы справиться с давлением, оказанным на них.


Истории про воспитание девушек, их становление в обществе, борьбу за их права с каждым годом приобретают всё большую популярность в Украине. В связи с этим больше обращаешь внимания на истории из других стран. США и Европа уже не удивляют. Зрителю нужны яркие, а может, даже жестокие истории загадочного Востока. Поэтому фильм «Мустанг» и получает столько внимания от европейского зрителя. 

Этого зрителя не волнуют небольшие сценарные проблемы. Такие как, например, провал начала истории, когда не объясняют первопричин её старта. Или более суровая ошибка — не очень уместное использование закадрового голоса. Согласитесь, странно сначала использовать этот метод, а после его визуализировать. В итоге авторы ближе к концу вообще забывают о голосе и переходят к другой форме повествования. Но все это не замечается, просто смотришь непростую историю о воспитании девушек.

Фильм снят в первую очередь для европейцев. Такое подробное описание проблемы не нужно турецкому или другому мусульманскому зрителю. Женщины в одежде «цвета говна», стрельба на свадьбе или отношения между невестой и женихом — эти этнографические подробности нужны только для малоопытного зрителя. Мне бы хотелось более тонкого подхода.

5 разных девушек на экране позволяют вплетать много интересного, необычного и веселого в драматическое повествование. Опять и снова создатели фильма работают для масс. Сюжет держит и не позволяет отвлечься, действующие лица вызывают сопереживание. Это, действительно, зрительское кино о необычных событиях в необычном месте. 

Меня, правда, не покидало ощущение, что это повтор уже виденного и прочитанного произведения. По судьбам сразу узнается книга «Девственницы-самоубийцы». По кадрам фильм «Девственницы-самоубийцы». Не знаю правды, но «Мустанг» выглядит как вольный римейк упомянутого произведения. От Копполы взяты манера съемок с ее излюбленными пересветами на лицах, солнечными нимбами и медленными и длинными планами. Оттуда же — мотивация и глубина женских персоналий. Все это, конечно, прошло через фильтр турецких авторов. Произведение обрело восточный флер, более глубокую проблематику, и вызывает сопереживание от зрителя тоньше, чем «Девственницы-самоубийцы».
«Мустанг» — крепкое произведение, с продуманной историей, хорошей мотивацией. В некоторой степени, простое кино для широкого круга. Но вторичность есть и это расстраивает. Авторы вносили новизну, но это оказалось только линией, идущей от географии действия. Мне бы хотелось личного влияния режиссёра, сценаристов, простой смелости от создателей, их желание заглянуть глубже… 

З.Ы. Игра с названием мне не совсем понятна. Значение слова никак не совпадает с происходящим внутри фильма.