Яма (2015) | Рецензия

Твит рецензия: Фильм об украинской душе, женщине. После уже — о борьбе за собственность 


Сюжет: Наташа Юрченко жила в маленьком селе, пока застройщики не решили занять эту местность. Ее семья сопротивлялась застройке, а теперь оказалась в ловушке между высотных домов. Наташа хочет бороться за свой дом, но в ее семье назревают конфликты. Как далеко она пойдет ради родного дома? Кинопортрет пяти лет жизни одной чрезвычайной семьи в современной Украине.


Удивительно, как истории приходят к документалистам. Как они их находят или как они появляются на горизонте авторов. Американец изучает проблемы угнетения рабочих в Конго, шведка снимает об американской коренной молодежи, хорватка из Нидерландов обращает взор на Россию. Истории приходят, видимо, из-за случайных случайностей.
«Яма» — история, с которой нас знакомит Иржи Стейскал, пришла из-за набора случайностей. География этих случаев удивительна: Злин, Талин и только после — Киев. Режиссер учился в Злине, продолжил обучение в Талине, а сюжет нашел из окна многоэтажки киевского спального района. Удивительное рядом, стоит учиться обращать внимание. 


Фильм участвовал в фестивале #DocudaysUA 2015 в программе DOCU/Право. Соответственно, главной в нем должна быть борьба за свое право, свои владения и убеждения. Это в фильме есть, но это была бы очередная скучная зарисовка из жизни Украины. Историй борьбы с застройщиками просто огромное множество. 
История приобретает свою уникальность из-за протагониста. Наташа Юрченко — олицетворение классической украинки: она беспросветно оптимистична, легка по отношению к проблемам и необыкновенно открыта. 


Смотришь фильм и понимаешь, что украинским Ноем станет именно такая Наташа. Может, действительно в украинской политической жизни не хватает женщин. Героиня с невероятной простотой управляет всеми тварями. Их уж точно больше, чем по паре. 
Два мужа, один бывший, но проживает на той же территории; две дочери и сын, у которых появляется свои семьи; а также часть зданий и территорий сданы под нужды харизматичной церкви. Открытая ко всему украинская женщина может управлять этим клубком. 


Наташа Юрченко — мечта любого документалиста. Она — уникальная личность, даже если ее оторвать от обстоятельств (хоть это вряд ли возможно), ее энергия никуда не исчезнет. Даже если тетю Наташу, как ее называют некоторые маргинальные личности, поместить в необычные условия, она вырулит, повеселит и зарядит положительной энергией.
В конце могу сказать, что этот фильм стал самым обсуждаем в кулуарах, по крайней мере, в тех ареалах фестиваля, где находился я. Обсуждения эти были в положительных тонах, и два показа, видимо, маловато для этого фильма. Третий раз, уж точно, прошел с аншлагом.