Заражение (2011) | Рецензия. Версия 2020 года

Самым популярным фильмом эпохи стало «Заражение» Стивена Содерберга. В 2011 году в кинотеатры на него шли, как на фантастический фильм-катастрофу о том, как всё вдруг стало плохо. 10-20 лет назад это был популярный жанр: зрители с удовольствием пугались глобального похолодания в «Послезавтра», залётных метеоритов в «Армагеддоне», землетрясений и извержений в «2012». Но от всех вышеперечисленных «Заражение» выгодно отличался вниманием к достоверности. Обычно учёные, если и говорят о фильмах, то только, чтобы поругать авторов за ляпы и глупости. Это потом вышли космические «Гравитация» и «Интелстеллар», которые профессоры сами рекомендуют студентам к просмотру. Но первой одобренной научным сообществом картиной последних лет стало именно «Заражение».

Собственно, я об этом писал в первой рецензии на фильм Содерберга еще в 2011 году. Режиссёр сыграл в натурализм, рассказывая о пандемии загадочного вируса хронологично и всеобъемлюще. Развитие событий фиксируется на самых разных уровнях, от домохозяйств и общин до лабораторий и правительственных совещаний. Все заняты делом и с неохотой отвлекаются на драматические линии, которые с трудом, но просматриваются. Безэмоциональность героев раздражала тогда, раздражает и сейчас. Ожидаемо, произведением искусства «Заражение» не стало тогда, не станет и в будущем. Как, собственно, и другие фильмы-катастрофы. Но натурализм, который я девять лет назад назвал главным достоинством и главным проклятием картины, теперь стал благословением. Теперь «Заражение» — это дневник нашего времени, пошаговое воспроизведение событий, страхов и надежд всего человечества в 2020 году.

Интереснее всего становится поиск момента в фильме, соответствующего нашему нынешнему положению. Паника уже есть, но вакцины еще нет. Дороги уже перекрыты, но люди всё ещё ходят в магазины. Супермаркеты пока что не громят, но раздавать пайки было бы уже неплохо.

Зато во второй раз заново переоткрываешь для себя персонажа Джуда Лоу. Мерзкий конспиролог и видеоблогер как явление никуда не исчез — он с наслаждением паразитирует и сегодня, подбивая людей громить вышки мобильной связи и раскупать в аптеках хлорохин. А его смешной защитный костюм, как мне тогда показалось, из пакета и пылесоса, перестал казаться смешным, когда я сам готовил текст про PAPR для Yak Today. Это невероятно эффективное в плане защиты от вируса устройство так выглядит и так и работает. И его можно сделать в обычной мастерской и отдать врачам. Мерзкий Джуд Лоу, конечно же, не пытался помочь медикам, он делал всё только для себя, и этим раздражает ещё больше.

А медики что в фильме, что в реальности — на первой линии огня, первыми бьют тревогу и первыми умирают. За 9 лет после премьеры, хотя уже тогда учёные говорили, что фильм вполне реалистичен и показывает вполне вероятное будущее, никто, конечно же, ничего не сделал. Потому фильм, к сожалению, стал теперь таким популярным.

Это не значит, что стоит всерьёз воспринимать фильмы-катастрофы и начинать строить противоастероидные лазеры. Это значит, что пора начинать слушать учёных, врачей и инженеров, которые сегодня, кажется, занимаются какой-то непонятной фигнёй в своих смешных белых халатах. А завтра не суровый космодесантник, а именно пузан в очках становится супергероем, который спасёт мир. Если его слушать, конечно.

Жанрфильм-катастрофа
РежиссёрСтивен Содерберг
ПродюсерМайкл Шамберг
Стейси Шер
Грегори Джейкобс
Автор
сценария
Скотт Бёрнс
В главных
ролях
Мэтт Деймон
Кейт Уинслет
Джуд Лоу
Гвинет Пэлтроу
Марион Котийяр
Лоуренс Фишборн
ОператорСтивен Содерберг
КомпозиторКлифф Мартинес
КинокомпанияWarner Bros.
Abu Dhabi Media
Double Feature Films
Participant Media
Длительность106 мин
Бюджет60 млн $
Сборы35 458 097 $
Страна США
Языканглийский
Год2011