Самым популярным фильмом эпохи стало «Заражение» Стивена Содерберга. В 2011 году в кинотеатры на него шли, как на фантастический фильм-катастрофу о том, как всё вдруг стало плохо. 10-20 лет назад это был популярный жанр: зрители с удовольствием пугались глобального похолодания в «Послезавтра», залётных метеоритов в «Армагеддоне», землетрясений и извержений в «2012». Но от всех вышеперечисленных «Заражение» выгодно отличался вниманием к достоверности. Обычно учёные, если и говорят о фильмах, то только, чтобы поругать авторов за ляпы и глупости. Это потом вышли космические «Гравитация» и «Интелстеллар», которые профессоры сами рекомендуют студентам к просмотру. Но первой одобренной научным сообществом картиной последних лет стало именно «Заражение».
Собственно, я об этом писал в первой рецензии на фильм Содерберга еще в 2011 году. Режиссёр сыграл в натурализм, рассказывая о пандемии загадочного вируса хронологично и всеобъемлюще. Развитие событий фиксируется на самых разных уровнях, от домохозяйств и общин до лабораторий и правительственных совещаний. Все заняты делом и с неохотой отвлекаются на драматические линии, которые с трудом, но просматриваются. Безэмоциональность героев раздражала тогда, раздражает и сейчас. Ожидаемо, произведением искусства «Заражение» не стало тогда, не станет и в будущем. Как, собственно, и другие фильмы-катастрофы. Но натурализм, который я девять лет назад назвал главным достоинством и главным проклятием картины, теперь стал благословением. Теперь «Заражение» — это дневник нашего времени, пошаговое воспроизведение событий, страхов и надежд всего человечества в 2020 году.
Интереснее всего становится поиск момента в фильме, соответствующего нашему нынешнему положению. Паника уже есть, но вакцины еще нет. Дороги уже перекрыты, но люди всё ещё ходят в магазины. Супермаркеты пока что не громят, но раздавать пайки было бы уже неплохо.
Зато во второй раз заново переоткрываешь для себя персонажа Джуда Лоу. Мерзкий конспиролог и видеоблогер как явление никуда не исчез — он с наслаждением паразитирует и сегодня, подбивая людей громить вышки мобильной связи и раскупать в аптеках хлорохин. А его смешной защитный костюм, как мне тогда показалось, из пакета и пылесоса, перестал казаться смешным, когда я сам готовил текст про PAPR для Yak Today. Это невероятно эффективное в плане защиты от вируса устройство так выглядит и так и работает. И его можно сделать в обычной мастерской и отдать врачам. Мерзкий Джуд Лоу, конечно же, не пытался помочь медикам, он делал всё только для себя, и этим раздражает ещё больше.
А медики что в фильме, что в реальности — на первой линии огня, первыми бьют тревогу и первыми умирают. За 9 лет после премьеры, хотя уже тогда учёные говорили, что фильм вполне реалистичен и показывает вполне вероятное будущее, никто, конечно же, ничего не сделал. Потому фильм, к сожалению, стал теперь таким популярным.
Это не значит, что стоит всерьёз воспринимать фильмы-катастрофы и начинать строить противоастероидные лазеры. Это значит, что пора начинать слушать учёных, врачей и инженеров, которые сегодня, кажется, занимаются какой-то непонятной фигнёй в своих смешных белых халатах. А завтра не суровый космодесантник, а именно пузан в очках становится супергероем, который спасёт мир. Если его слушать, конечно.
Главный летописец у PR agency “Bagels&Letters”