Мне всегда казалось, что, как христианин, я должен в целом предпочитать унификацию самобытности; мы призваны- с той же бескомпромиссностью, с которой некогда отвергли Перуна, Зевса, Одина и прочих идолов наших предков, огнём и мечом уничтожить в своей душе любые представления о превосходстве одного этноса над другим, скинуть с пьедестала национальные и государственные интересы, при необходимости отвергнуть то, что было дорого нашим родителям, предоставить, в соответствии с Писанием, «мертвецам хоронить своих мёртвых». Люди, воспринимающие принадлежность к религиозной конфессии как национальную примету, не слишком внимательно читали Библию.
И всё же, как мне представляется, культурные особенности (не говоря уж об их смешении и взаимном влиянии, всегда плодотворном) стоит беречь и лелеять во всём, в чём они не противоречат христианским ценностям- правам человека, если угодно. Приведение культур к общему знаменателю по большей части уничтожает красоту нашей юдоли скорби, в чём может убедиться любой, кто повернётся спиной к центральному входу Национальной оперы. Если уж на то пошло, православные и католические хоры или, скажем, негритянский госпел лучше в миллион раз того безликого «христианского рока», который на богослужениях в более близких мне догматически евангелических церквях зовётся «прославлением» (искренне прошу прощения у тех, кого заденут мои слова, я лишь выражаю свои субъективные вкусы).
Что же касается тех разделяющих человечество обычаев и догматов, не заслуживающих никакой толерантности, то мне трудно представить в современном мире изобилующие более жестокими и нелепыми притеснениями естественных свобод, более расистские традиции, чем те, что присущи социальным нормам и верованиям Индии. Я заговорил об этом в связи с документальным фильмом, которым, после двух превосходных игровых лент- к ним вернусь позже, завершил этот день на AIFF / Фестиваль Американського Кіно «Незалежність» и который, нужно заметить, смотрелся не хуже, чем самая забавная игровая комедия- «Знакомьтесь: Cемья Пател» Гиты Пател и Рави Патела.
Режиссёр картины Гита Пател в своём скайп-общении с публикой упомянула, что хотела показать публике красоту традиций. При всей симпатии к этой замечательной девушке замечу, что ей скорее удалось показать их уродливость и идиотизм, вопиющий к Небесам. Речь в ленте идёт о 30-летнем парне собственно Рави Пателе, брате Гиты, который расстаётся со своей англосаксонской девушкой, в которую отчаянно влюблён, поскольку не решается представить родителям избранницу неиндийского происхождения- здесь нужно заметить, что семья живёт не в индийской глуши, а в престижном районе Сан-Франциско. Родители Рави, горюющие, что он до сих пор не обзавёлся спутницей жизни и вообще не проявляет интереса к противоположному полу (не подозревая о его недопустимых проказах), берут дело в свои руки. Задача оказывается не из лёгких, поскольку избранницей Рави, с их точки зрения- которую тот скрепя сердце принимает, -должна быть не просто верной традиционным религиозным воззрениям индианкой из хорошей семьи, но- носительницей фамилии, или, скорее, колена Пател. Распространённость представителей этого славного рода не слишком облегчает дело, поскольку привередливый Рави всё же хочет найти невесту в Америке, а не ехать за нею на историческую родину.
Должен признаться, что поначалу относился к главному герою, который отказался от девушки своей мечты ради сомнительных преимуществ национальной идентичности, как к чудовищному тупице, такими же безнадёжными казались мне и члены его семьи. Однако мой инфантильный революционный пыл не мог противостоять бесконечному обаянию этих людей, прелести их взаимной привязанности и сплочённости, комизму их упрямства и их самоиронии. Полагаю, я разделил эти чувства практически со всей аудиторией, имевшей возможность благодаря этой ленте убедиться, как привлекательные личные качества позволяют нашей симпатии преодолевать идеологические барьеры. При этом «Знакомьтесь: семья Пател» свидетельствует также, что люди, оказывающиеся лучше, чем взгляды, которые они исповедуют, склонны в конечном счёте действовать вопреки своим взглядам.