

«Спрут-3» (Телесериал)
(7 серий)
Показ: 5 апреля 1987 года – 13 апреля 1987 года.
Жанр: детектив, драма
В главных ролях: Микеле Плачидо, Джулиана де Сио, Ален Кюни, Франсиско Рабаль, Мари Лафоре, Ремо Джироне, Пьер Ванек, Франсуа Перье
Читайте рецензию на «Спрут»
Читайте рецензию на «Спрут-2»
Если в конце «Спрута-2» есть основания мечтать о справедливости для Каттани, то первые же минуты «Спрута-3» разрушают эту иллюзию. Адвокат Терразини получает три года с формулировкой «за организацию мафиозного клана». Профессор Лаудео – пять лет за валютные махинации. Графиня Ольга Камастра оправдана за недостаточностью доказательств. По основным обвинениям никто не понесет наказания. Ни дочь, ни жена Каттани не отомщены.
Это приводит к срыву у главного героя, и зритель впервые видит новую грань характера комиссара – жестокость. Он выпускает гнев на двух сутенеров, избивая их.
После Коррадо переезжает в монастырь. Но не потому, что уверовал, а скорее, чтобы отойти от мирской жизни. Каттани зол на весь мир и не верит в бога. Несмотря на его богохульные высказывания, монахи относятся к нему с терпимостью, да и он сам набирается у них этого же качества.
Из состояния равновесия главного героя выводит сотрудник Управления по борьбе с наркотиками США Берт Ди Донато. Он приезжает в монастырь и уговаривает комиссара вернуться, аргументируя тем, что есть возможность накинуть срок хотя бы для профессора Лаудео. Последний замешан в международной торговле оружием.
«Мне кажется, что те, кто хотел убить меня, решили, что лучший способ мести – это оставить меня в живых, но одиноким»,
Коррадо Каттани

Сюжет вращается вокруг семьи Антинари, которой принадлежит крупный банк. С одной стороны, у Каттани и Джулии Антинари развивается роман. С другой, комиссар ведет совместное расследование с агентом DEA, в ходе которого становится ясно, что банк Антинари занимается финансовыми махинациями и замешан в международной торговле оружием.
Опять же невольно возникает вопрос – что такое мафия? «Спрут-3» расширяет это понятие. Банкиры используют мафию и ее методы для решения вопросов. Генеральный директор банка Дино Алесси – абсолютно аморальный человек. Он предает работодателя – спит с его женой, проводит финансовые махинации, заказывает убийства.
Основатель банка Никола Антинари кажется куда опасней адвоката Терразини или профессора Лаудео. Он позволяет погибнуть сыну и невестке. Его цель – передать банк в руки внучки Джулии.
Лаудео отравят в тюрьме. Терразини досрочно выйдет на свободу, почти добьется того, чтобы получить долю в банке. В результате – получит пулю в голову и будет брошен на пляже, как мешок с мусором.

Кстати, хорошая сцена, в которой находят тело адвоката. Комиссар шокирован этой смертью. Несмотря на вспышки гнева и неоднократно проявленную жестокость, он все же остается человеком. Смерть заклятого врага, тем более такая будничная и унизительная, не приносит ему радости.
Роман Коррадо и Джулии заканчивается. Она узнает о роли дедушки в смерти родителей и предлагает комиссару вместе бежать из страны. Он отказывается и это подталкивает ее к непростому решению. Джулия Антинари занимает место деда в совете правления, даже зная, что эта финансовая система построена на крови. В том числе на крови ее семьи.
В «Спрут-3» впервые появляется Тано Карриди – персонаж, который будет играть важную роль в сериале вплоть до «Спрут-10». Это «тень» Николы Антинари, и поначалу кажется, что он для сюжета не имеет значения. Это обманчивое впечатление. Постоянно пребывая на вторых, а то и третьих ролях, Тано незаметно к концу последней серии превращается в мощную фигуру. Он лично убивает Дино Алесси, организовывает убийство Терразини, по просьбе босса спасает Каттани от расстрела мафией на пороге дома и, в конце концов, получает долю в банке.

«Выиграло то, что сильнее меня или вас. Деньги! Деньги. Я ухожу со сцены, но Джулия и Тано – они будущее моего банка. А вы? После стольких лет драки, что есть у вас? Тело адвоката, которое теперь ничего не стоит. И моя персона. Это старые персонажи»,
Никола Антинари

«Спрут-3» есть за что ругать в сравнении с двумя предыдущими мини-сериалами. Главная беда – обрывчатый, хаотичный монтаж. Некоторые кадры обрезаны таким образом, что проще было их вообще не вставлять в сериал. Например, в одной серии подъем якоря втиснут между двумя сценами, при этом сам процесс чудовищно обрезан, из-за чего теряется логика его существования.
Другой пример – сцена, в которой Джулия Антинари ссорится с дедушкой и убегает, оставляя его стоять в одиночестве на пляже. Если бы режиссер монтажа не пожалел 5 секунд для съемок на дальнем плане старого Антинари, то сцена вышла бы значительно сильнее и эмоциональней. Так она выглядит необоснованно обрезанной.
Нечто похожее происходит и с музыкой – есть моменты, когда та или иная тема Морриконе возникает и тут же обрывается. Все это не похоже на задумку. Смотрится странно. Хотя объективно все это – мелочи, и на мое отношение к сериалу они никоим образом не повлияли. В первых двух мини-сериалах таких помарок, такой необъяснимой спешки было меньше.
Мне не очень понравилось сериальное нововведение – пересказ сюжета предыдущих серий в начале каждой новой. С одной стороны, это оправдано, потому что сюжет весьма запутанный. С другой стороны – «Спрут» и «Спрут-2» тоже не были легкими и запоминающимися, но все же обходились без пересказа.
Возникают вопросы и к сценаристам. Когда Карло Антинари после попытки самоубийства садится в самолет и улетает, а семья его спокойно отпускает – извините, я в такое не верю.
В сцене гибели группы агента DEA Берта Ди Донато у Каттани не было предпосылок выжить. Он остается цел и невредим только по той причине, что его спасением занимались сценаристы. Собственно, и последующее решение комиссара бросить все и посвятить себя любви к Джулии – это фейспалм имени мексиканских сериалов.
Грета Антинари – хороший персонаж, позволяющий раскрыться другим героям, но ее приносят в жертву романтическим отношениям Коррадо и Джулии. В какой-то момент она просто пропадает с экрана, а в последней серии девочку достают, чтобы сыграть на эмоциях.
И все же «Спрут-3» мне понравился. К традиционно хорошей работе Плачидо добавлю удачные роли Ремо Джироне (персонаж Тано Карриди) и Алена Кюни (персонаж Никола Антинари).
Развитие главного героя логично и последовательно. Каттани по-прежнему противоречивый персонаж. Сериал жонглирует реалистичностью, жестокостью и мелодраматизмом. И снова никакого хеппи-энда. Хотя до мрачности «Спрут» и «Спрут-2» не дотянули. Не знаю в этом ли причина, но рейтинги «Спрут-3» оказались ниже, чем у предшественника – в среднем аудитория каждой серии составляла более 12 миллионов человек. Для сравнения, у «Спрут-2» аудитория была в среднем 15 миллионов.
Мне понравилась вся сюжетная линия, связанная с тем, что на Сицилии судьи, полицейские и их семьи живут в казарме, под защитой. А сцена со свадьбой в казарме запомнилась с детства. Наверное, из-за того, что Каттани произносит речь, в которой нет ничего супергеройского и которая завершается словами:
«Знаете, больше всего мне хочется иметь мужество. Мужество, чтобы жить, как вы. Много мужества».