
Твит рецензия: Румынское кино простое, но при этом невероятно сложное и глубокое
Синоспсис: Одним холодным вечером в марте Барбу колесит по улицам, сильно превышая скорость, и сбивает ребенка. Мальчик умирает вскоре после аварии. Барбу ожидает лишение свободы на срок от 3-х до 15-ти лет. Но тут его мать, Корнелия, решает вмешаться, чтобы отмазать сынка.
Неожиданно для себя понял, что тренды современного европейского кино сегодня задают работы Микаэля Ханеке и, как это не странно, современный румынский кинематограф. Путь избранный румынами прост и удивителен. Произведенные фильмы не стараются бороться с Голливудом, не стараются поразить масштабом, и даже не стараются найти новый киноязык. Современный румынский кинематографист подходит к вопросу просто — он снимает про здесь и сейчас. Это фильмы о настоящих людях, о тех, кого можно увидеть сегодня на улице, о тех, с кем, возможно, вы беседовали вчера на улице. Честность и актуальность сделали румынское кино новаторским. Конечно, его путь к зрителю сложен, а зачастую – просто невозможен. Прокатчик не верит в успех такого экзотичного для кинотеатров товара. Фильмы из Румынии уже завоевали любовь кинокритиков и точно должны прийти и к обычному зрителю.
Ярким примером такой «любви» стал фильм-победитель Берлинского кинофестиваля 2013 года — «Поза ребенка». Калин Питер Нецери Разван Рэдулеску из очень простой по структуре и очень сложной в плане восприятия и философии истории сделали невероятно глубокую картину. Нам предлагают подумать об аксиоме материнской любви с одной стороны, и попытаться порассуждать о справедливости, правде – с другой. Разные точки зрения, доводы подаются без оценки и морализаторства. Редкий случай, когда зрителю дают возможность побыть в роли ангела. Даже цвет, градус и плечо можно выбрать самому.

Способ повествования выбран не простой — нам показывают неоднозначные события через одного героя, и, кажется, что оставаться при этом объективным практически не возможно. Но режиссёр отлично справляется с этой задачей. Главная героиня присутствует в каждой сцене, камера не отпускает ее далеко. Приходится наблюдать за всеми метаниями, эмоциональными переходами и поисками выхода. Правда, все это не делает героиню истиной в последней инстанции. Просто она интересна большим диапазоном действий и эмоционального фона. Метания другой героини тоже интересны, познавательны, но они принципиально оставлены за кадром. О них мы узнаем из разговоров, споров и случайных фраз. Такое своеобразное противостояние внимательного зрителя и внимательного слушателя. Противостояние, которое не даст победителей.
Для реализации сложного сценария нужен был неординарный актер, который способен присутствовать в кадре все 2,5 часа, удерживать наше внимание и, главное, не раздражать своей оценкой внутренних составляющих. На мой взгляд, актриса Луминица Георгиу справляется с этой невероятно сложной задачей и напряжением роли. Фамилия известная на родине актрисы, но для меня это новое лицо. Наверняка, поэтому мне легче воспринимать этот фильм как документальное кино. Кроме достоверной актерской игры фильм к документальным приближает и операторская работа. Каждый кадр, сцена подаются так, чтобы мы ощущали себя участниками бесед или подсматривали в щелку за главной героиней. Делается это с любовью и пониманием. У зрителя не закружится голова от трясущейся камеры, не будет необходимости что-то замедлять. Аккуратно. Ощущения полноценного участника действия передается. Не следует забывать и про музыкальную составляющую для реалистичного восприятия. Музыка разнообразна — от классики до современной популярной, но всегда звучит только в случае возможности услышать ее участникам действия. От симфонического оркестра, до ужасного монозвука простого мобильного телефона.

В «Позе ребенка» все не так уж хорошо и прекрасно. Есть фактор раздражающий меня — темп повествования. Понятно, что частично так сделано для возможности внутреннего диалогом смотрящего фильм. Подход работает, только вот не всегда оправданно. Также отмечу, что в нескольких сценах провисают беседы. Информацию о внеэкранном действии донесли, неловкость передали двумя паузами. Все понятно. И все равно периодически появляются перегибы с неровностями и паузами. Это выглядит достоверным, только лишним в и без этого длинном и сложном фильме.
Этот фильм – весьма интересный представитель современного европейского и (подчеркиваю) румынского кино. Его точно тяжело смотреть, иногда не приятно, оно заставляет думать и пытаться найти выход из сложной предоставленной нам ситуации. Но главное – оно уникально и не пытается что-то кому-то доказывать.

Издатель cineast.com.ua.
Член спілка кінокритиків України
Організатор: Бардак. Фестиваль короткометражного незалежного українського кіно