Соседи. На тропе войны | Рецензия

Блестящая комедия с ожидаемо уморительным Сетом Рогеном, суровым Заком Эфроном, неожиданно смешной Роуз Бирн и кучей блестящих скетчей, вроде доения «не-коровы» и пародии на все фильмы с Де Ниро. Минимальный бюджет при огромных сборах, привычная уже похвала критиков (при том, что критики редко хвалят современные комедии), никаких пошлых намёков на сиквел — кажется, Николас Столлер готов превзойти своего учителя — сэнсэя Джудда.

Сюжет комедий о студенческих братствах, которые так любят делать в США, всегда умещаются в пределы этого братства. Даже в «Старой школе», где братство изображали 40-летние неудачники, рамки сохранялись. Вообще, все или почти все молодёжные комедии остаются молодыми — в финале «Американского пирога» есть мама Стифлера и твёрдая уверенность в том, что изображённый на экране бедлам продолжится в колледже. В «Соседях» же история делает ещё один оборот, вынося сюжет за рамки братства, студенчества, дуракаваляния в реальную жизнь.

Столкновение двух мировоззрений стало основой фильма — «молодые» хотят веселиться, а «семейные» хотят тишины. Но эти «семейные» на самом деле — те же «молодые», только забывшие об этом. Когда в дом по соседству с семейной парой заселяется штаб студенческого братства, у молодых родителей сразу возникает опасение, что «они будут шуметь». В целом, братство — это весело, с ними можно потусить, побухать, покурить, но утром на работу, а ребёнок просыпается от шума. Поэтому то самое единственное неудобство — шум — герои раздувают до масштабов угрозы и начинают полномасштабную войну за комендантский час.

Причём раздувание проблемы происходит в разнообразных диалогах супругов, в комическом бубнении, которым в совершенстве владеет Сет Роген, и которое, как оказалось, вполне подвластно и Роуз Бирн. Вообще, если супруги разговаривают, это хорошо, но в данном случае, это приводит к боевым действиям. Военный азарт и желание прекратить скучную размеренную жизнь делает главных героев малость неадекватными, ребёнок, ради спокойствия которого всё затевалось, отходит на второй план, и 30-с-чем-то-летние родители учиняют юным студентам настоящий Ватерлоо. Если бы молодость знала, если бы старость могла — это не про нашу семейную парочку. Они и могут, и знают.

Эта остроумная особенность поведения героев, эта их мотивация «утерянной юности», желание вернуть «те деньки», превращает банальный сюжет о противостоянии шумных юных идиотов и скучных старых пердунов в захватывающую игру. Зритель видит и чувствует, что причина для войны надумана, оттого всё происходящее приобретает оттенок комичности. С реальной, объективной причиной противостояния фильм превратился бы в «Соломенных псов», а это совсем другой жанр.

По другую сторону баррикад всё не так интересно. Там есть молодой, очаровательный и амбициозный глава братства Зак Эфрон и его верный оруженосец Дэйв Франко. Интрига, конечно же, в том, что первый оказывается «школьным хулиганом», а второй — «прагматичным заучкой». После выпускного герою Франко светит карьера, дом в пригороде с белым заборчиком и отпуск на Лазурном берегу. А герой Эфрона пойдёт на биржу труда. Собственно, поэтому глава братства так жаждет этой войны — это, как он думает, его лебединая песня. Не догадываясь, конечно, что настоящая лебединая песня наступит годы спустя, как у героя Сета Рогена.

Выход сюжета за рамки студенческой истории происходит в финале, в последней сцене «спустя 4 месяца», когда и различия между героями, и надуманность причин, и необоснованность страхов по поводу будущего становятся видны. Финал фактически повторяет нам похожую сцену из классики, без прямых цитат и намёков, но с тем же смыслом — «Луи, я думаю, это начало прекрасной дружбы».