Твит рецензия: Куда проводит внимательное чтение и хорошая фантазия
Синопсис: Актриса Робин Райт заключает контракт с киностудией Miramount (контаминация из Miramax и Paramount) на использование своего изображения. После электронного сканирования образ актрисы сохраняется в таком виде, что позволяет использовать актрису в любом фильме без её участия и разрешения.
Каждый видит одни и те же события совершенно по разному. Один увидит философский боевик с примесью буддизма, другой — антиутопию и безысходность. Все это спокойно можно применить к довольно странному произведению «Футурологический конгресс» Станислава Лэма. Если «поляки» Вачовски увидели всем известную историю — «Матрица», то Ари Фольман, опять и снова, погружается в медленные измышления.
Определённо, Станислав Лэм и его произведение — гениальны, но оставим его и перейдем к получившемуся у израильтянина.
Фольман, который стал популярен после «Вальса Башира», очень интересно подходит к первоисточнику. Он своим подходом воплощает всю суть привычного титра «по мотивам». Фильм «Конгресс» — это мысли после прочтения, погружение в астральный смысл. Такое переосмысление рождает дополнительные смыслы, которые не вкладывали автор первоисточника и даже режиссер. Меня, как зрителя, такая свобода интерпретаций только радует. Каждый зритель, в итоге, получает свое кино, которое определенно не всем понравится.
Все это философия… Вернусь к фильму.
Фольман, согласно своей манере, очень долго начинает. Фильм раскручивается только примерно к 40-й минуте. Такое медленное знакомство было бы уместно в мини-сериале, но здесь кажется неуместным, излишним и раздражающим. Немного спасает интересная и красивая Робин Райт. Она способна даже молча удержать мужскую аудиторию у экрана.
Определено героине Райт не хватает действия, а роли второго плана слишком контурные и выполняющие простые функции. Сын — главная проблема, дочка — досадная помеха, агент — необходимое зло, продюсер — простое зло, врач сына — друг и твердое мужское плечо без романа. При этом каждая роль-функция прекрасно отыграна и даже запоминается, но все равно это только функции, работающие на главный образ и философское наполнение.
И как только конфликт вырисовывается полностью, фильм неожиданно делает «ход конем» — становится мультфильмом.
Изменяется не только визуальная составляющая, меняется и ритм. В мире фантастического трипа все быстрее, интереснее и намного загадочнее. Даже разговоры расширяют свою территорию, игровой фильм сосредоточился на одной личности, анимационный пытается найти ответы на устройство мира. Нормальному пониманию происходящего мешает невероятный калейдоскоп действующих лиц: Гитлер, Христос, Ганди, Елизавета Первая и огромное множество других. Также используется различные техники анимации, от современных до самых первых. Получается круговерть из смыслов, цветов и мыслей.
После медленного начала, я настроился на созерцательное кино, но оно исчезло. Мне стало очень неудобно, даже как-то дискомфортно смотреть произведение. Я, вроде «насмотревшийся» зритель, совершенно не мог увязать все доступные мысли и предлагаемые фоны. Зритель перестает даже следить за текстом и речью, смыслом, основной мыслью. Каждый хочет узнать побольше образов, посмотреть на их поведение, разгадать о чем шепчутся большинство героев. Было бы круто понять, что объединило в беседе Христа, Ганди и Али.
Хорошо, что я смотрел «Матрицу» и помню мечты и желания предателя. Это стало главным конфликтом Фольмана. Простой и извечный вопрос смысла жизни и места в ней человека. Может действительно человек живет ради удовольствия? Или нет?
Ари Фольман снял яркий, неоднозначный и сложный фильм. «Конгресс» необходимо пересматривать несколько раз. Фильм не станет новой «Матрицей» и не получит статус культового, но я бы всем советовал его посмотреть. Главным достоинством произведения назову способность вызвать дискуссию. «Конгресс» достоин обсуждения и сам, и поднятыми вопросами.
Издатель cineast.com.ua.
Член спілка кінокритиків України
Організатор: Бардак. Фестиваль короткометражного незалежного українського кіно