Копы в юбках | Рецензия

Режиссёр Пол Фиг сначала снимал драмы — потерявшиеся во времени посредственные истории, рассказанные до него тысячу раз. Потом он ушёл на телевидение, где очень плотно занялся комедийными сериалами — «Офис», «Замедленное развитие», «Сестра Джеки» и другими. Явно изменившийся Пол, к тому же с радостью снимающийся в эпизодических ролях в полнометражных комедиях, второй раз выходил в мир большого кино подготовленным. Он начал с взрывной комедии «Подружки невесты». Их в российском прокате окрестили «Девичником в Вегасе», вызвав не совсем очевидные сравнения с «Мальчишником в Вегасе» (который на самом деле называется «Похмелье»). Да, «Похмелье» стал большим событием в жанре комедий, собрал умопомрачительную кассу и полюбился миллионам. «Подружки невесты», в свою очередь, заработали две номинации на «Оскар». Фильм Фига был очень жёсток и смел в юморе, превосходя на этом поле «Похмелье» и отталкивая многих зрителей брутальностью, но он также был намного более глубок, внимателен к персонажам и интересен сюжетно, чем примитивные шатания по Вегасу в поисках Дага. Пол оказался намного более свободным, раскрепощённым и интеллектуально богатым режиссёром, чем Тодд Филлипс.

Вступая на территорию «кино про полицейских-напарников», Фиг бросал вызов «Часу пик», «Мачо и ботану» и многим другим картинам про двух парней — сурового и весёлого — ненавидящих друг друга, работающих над одним делом и превращающихся в лучших друзей к финалу. Эталоном в этом жанре остаётся, конечно, «Смертельное оружие» — и с ним тоже пришлось соревноваться «Копам в юбке». Получается, что Фиг опять шёл по давно протоптанной другими дороге, пытаясь разнообразить избитый сюжет. Вот тут самое время вспомнить про пост-модернизм… Вспомнили и поехали дальше.

Фиг на самом деле ни на йоту не отступает от описанного выше сценария про напарников-антагонистов. Здесь как раз тот случай, как и в мультике про диснеевскую принцессу, когда лучше не выпендриваться, и придерживаться давно проверенного сюжета. Даже Главный Твист в конце фильма выглядит милым и предсказуемым. Главной же особенностью фильма «Копы в юбке» (который на самом деле называется «Жара») стало то, что оба главных героя — женщины (вот вам, кстати, и пост-модернизм). Две прекрасные комедийные актрисы Сандра Буллок и Мелисса МакКарти, кажется, ждали друг друга всю свою актёрскую жизнь. Они создали очень последовательные и продуманные образы для своих персонажей, и органично выглядят и как оппоненты по мировоззрению, и как лучшие подруги. Кстати, шаблон про взаимное обучение и постепенное сближение характеров работает именно так, как нужно в «buddy-cop-movie», с небольшим перекосом в сторону весёлого напарника — Мартин Риггс, как вы помните, остаётся верен себе, а Уолтер Мёртау учится быть раскрепощённым. Для создания главных образов используется много маленьких, но точных деталей — Сара от одиночества заискивает перед соседским котом, а Шеннон покупает на ebay противопехотные гранаты, тоже от одиночества. Первая — приёмный ребёнок и заучка. У второй — большая семья, состоящая из алкоголиков, недоумков и туповатых домохозяек. У обоих — сложные отношения с начальством и противоположные понятия о субординации и методах работы. Персонажи комплексны и, как порядочные айсберги, имеют обширную подводную часть, о которой ещё рассказывать и рассказывать. Такая же ситуация и в «Подружках невесты». А в «Похмелье», напротив, образы просты и малоразличимы (кроме, конечно, Алана), поэтому весь фильм занят сюжетом, ситуативными шутками и выходками Алана, а не раскрытием персонажей. Логично, что франшиза «Похмелья» была обречена становиться более скучной и жалкой с каждым новым фильмом. Франшиза «Жары», напротив, имеет очень большой запас хода благодаря вниманию, которое авторы уделяют персонажам.

Но и основной сюжет и главные персонажи картины сами по себе мало бы значили без маленьких комедийных находок — шуток, фраз, мини-скетчей, которыми наполнен весь фильм. Сценарист картины Кэти Дипполд проявляет тут невероятный талант — задержание преступника с помощью арбуза, допрос со справочником, унижение профессионального достоинства служебной собаки, обработка информатора на дискотеке — все эти шутки и гэги абсолютно новы и неожиданны. Они происходят как будто спонтанно, без всякой подготовки, без нагнетания комедийности ситуации — и в этом их сила. Старый метод тоже встречается, вроде трахеотомии в кафетерии — такую сцену мы вполне могли бы ожидать в том же «Похмелье». Но момент просыпания Сары в баре, когда она толкает спящую рядом Шеннон, или сцена «подержи нож» — это шедевр в жанре неожиданной шутки.

«Копы в юбках» или, что более по-летнему, «Жара» могут оказаться не только главной комедией лета, но и главной комедией года. Думаю, в номинацию на «Золотой глобус», этот фильм вполне может попасть. Но особое внимание стоит также обратить и на Кэти Дипполд, которая в одиночку создала такой лёгкий, смешной и грамотный сценарий. Мы будем внимательно следить за тобой, Кэти. И за следующими фильмами франшизы «Жара» тоже. А они будут — я узнавал.