Диана: История любви | Рецензия

Мартин Башир хоть и скандально прославился своей документальной работой о Майкле Джексоне в 2003 году , все же именем нарицательным стал именно благодаря интервью 1995 года с принцессой Уэльской Дианой.

Это был своего рода хорошо отрежиссированный спектакль о страданиях прекрасной Розы в окружении невозможных членов королевской семьи. Затем, пелена с глаз была сорвана и стало очевидным, что несмотря на все ее усилия позиционировать себя как птичку в золотой клетке, Диана оказалась более сложной женщиной: честной, но способной на манипуляции; безжалостной, но уязвимой; коварной, но в то же время наивной. Такой, знаете, человечной.

Новый байопик Оливера Хиршбигеля «Диана» лишен таких тонкостей , он преподносит бывшую особу королевских кровей как жертву. Трагедия, постигшая ее, не требует дополнений: смерть любой матери двоих детей в возрасте 36 лет ужасна. Тем не менее, фильм Хиршбигеля наводит на мысль, что Диана начала умирать еще за год, когда ее известность, принадлежность к высшим кругам и регламентированная жизнь преградили дорогу к ее единственной и настоящей любви.

Беллетризация для таких фильмов, в принципе, обычное явление; тем не менее, «страдающая от безнадежной любви знаменитость, которая просто хочет жить нормальной жизнью» звучит, конечно, эксцентричней. Для зрителей, которые знают о тяжелых перипетиях в жизни принцессы, сложно будет принять эту гротескную карикатуру на экране, а для тех ,кто не знаком, так тем более. У всех были истории любви и потерь, но не все принадлежали к британскому высшему обществу и не все подарили миру будущего короля Объединенного Королевства и государств Содружества.

К чести Наоми Уоттс, следует сказать, что роль она сыграла более чем удовлетворительно. Австралийская актриса переняла не только характерные черточки, но и фирменный мнимо-стеснительный диановский взгляд из-под подкрученных ресниц. Но текст ,который она произносит, кажется, мешает ей раскрыть внятный человекоподобный образ. Сценарий Стивена Джеффри ,основанный на книге «Диана: ее последняя любовь», — просто ужасен.

Фильм описывает последние два года жизни Дианы, когда бывшая принцесса Уэльса только начинает роман с пакистанским кардиохирургом Хаснат Ханом, которого весьма неуклюже исполняет бывшая звезда сериала «Лост» Навин Эндрюс. Увы, двум влюбленным все сложнее скрывать от британской прессы свои отношения. За их окончательным разрывом вскоре последовало сожительство с Доди Альфаедом (Кэс Анвар) исключительно с целью заставить первого ревновать. Такая же история как у Рейчели Роса из «Друзей», но менее драматичная.

Дело даже не в неуклюжих и неизящных диалогах, которые опускают кино до уровня вульгарной мелодрамы, я даже насладился избранными строчками из роли Хана, когда он описывает кардиохирургию: «Не вы делаете операцию, операция делает вас».

Настоящая проблема в небылице, сотканной из жизни Дианы. В фильме никоим образом не представлены Королева Елизавета II и принц Чарльз, таким образом нам представлена однобокая история женщины, чьи самые ужасные грехи, по ее собственным словам, заключаются в «поведении как сучка» время от времени.

Явная нехватка глубины сюжета — серьезная проблема фильма. Несмотря на все попытки описать ее как нашу-леди-разбитых-сердец, Диана в фильме выглядит совершенно поглощенной собой, лишенной всякого беспокойства об обществе и связей с ним. Более широкий исторический контекст мог бы придать фильму так необходимую ему глубину. Уже сам факт того, что Диана жила с мусульманином (и отношение к этому королевской семьи) тянет на драму. Фильм явно сосредоточен на личности «Дианы королевы сердец». Конечно, есть и обратный эффект, сплачивающий республиканскую позицию против скользкой, скупой и мрачной монархии и аристократии, которая якобы отягощена уникальной ношей тяжелой работы, выпячивающей это всему свету. Но ее нарциссические качества — явный недостаток фильма.

Али Арикан, RogerEbert.com. Перевод Алёны Ханенковой