Три «джокера» в жанре неонуар

Есть фильмы, от которых ожидаешь слишком много, а они разочаровывают. А бывает наоборот – ничего не ждешь от картины, а она тебя цепляет. Ни на один из этих трех фильмов я не возлагал особых надежд. И каждый из них удивил. Эти ленты не обласканы зрительской любовью, что не делает их плохими. Скорее, это непризнанная у нас классика.  

«Игорный дом» (1987 г.) 

Я изначально предвзято относился к «Игорному дому», не рассчитывая даже досмотреть его. Уж больно не моей казалась тема. Аргументом в пользу просмотра был тот факт, что Роджер Эберт внес картину в список «Великих фильмов». 

«Игорный дом» (1987 г.)

Жанр: неонуар 

Режиссер: Дэвид Мэмет

В главных ролях: Джо Мантенья, Линдсей Краус

Успешный психиатр – Маргарет Форд – отговаривает клиента от самоубийства и отправляется к людям, которым тот задолжал крупную сумму денег. Маргарет знакомится с игроком по имени Майк Манкузо и требует списать долг. В качестве ответной услуги он просит ее пройти в комнату, где идет партия в покер и проследить за одним из соперников.

В фильме нет ни погонь, ни перестрелок. Это не мешает ему быть увлекательным и остросюжетным. В «Игорном доме» сценарий – ювелирная работа. Сюжет неоднократно переворачивает все с ног на голову и обратно. И делает это, фигурально выражаясь, стоя на канате под куполом цирка. Тут дело в том, что режиссер и один из авторов сценария Дэвид Мэмет к моменту съемок дебютной картины уже был признанным драматургом. В 1984 году он получил Пулитцеровскую премию за пьесу «Гленгарри Глен Росс». 

Молодой Джо Мантенья поначалу показался мне слишком смазливым. Хорошо, что впечатление оказалось обманчивым. Во второй половине картины он пару раз «показал зубы», и это сразу заставило иначе смотреть на его образ. Персонаж Линдсей Краус выступает в роли alter ago зрителя. Ее чувства и эмоции очень легко примерить на себя – самоуверенность, интерес, шок и так далее.

Происходящие с героями в конце фильма метаморфозы заставляют задуматься. Потому что «Игорный дом» в начале и в конце – это две совершенно разные картины. Они так же далеки друг от друга, как Земля и Нептун. Если начинался фильм как мелодрама, то к концу хронометража это уже психологический триллер. 

«Американский друг» (1977 г.)

«Американский друг» (1977 г.)

Жанр: неонуар

Режиссер: Вим Вендерс

В главных ролях: Деннис Хоппер, Бруно Ганц

Во время аукциона мошенник Том Рипли обращает внимание на владельца багетной мастерской Йонатана Циммермана. Узнав, что тот тяжело болен, Рипли рекомендует его кандидатуру своему знакомому французскому преступнику. Манипулируя диагнозом Циммермана, злоумышленники убеждают его совершить убийство в обмен на солидную денежную компенсацию для семьи.

Вим Вендерс даже неонуар снял в неспешном стиле. Смакуя все, что можно и нельзя. Сюжет – не самое сильное место фильма, а вот цветовые решения и атмосфера – шикарные. Кажется, что Вендерс «вколол» себе Альмодовара. Для изображения Америки режиссер использует голубоватые тона, для Европы – красные.

Историки кино находят в «Американском друге» множество отсылок – от Хичкока и до Скорсезе. Впрочем, картина целостно смотрится и без знания бэкграунда. 

Хоппер и Ганц играют двух антиподов, между которыми возникает что-то вроде симпатии. Герой Хоппера – авантюрист, утративший вкус к жизни. Герой Ганца, напротив, – хочет жить. Его терзают страхи за семью, которая после его смерти останется без денег. Два таких по-разному одиноких человека изображены актерами безупречно.  

Вендерс снял медленный, тоскливый и вдумчивый артхаусный триллер. Фильм невероятной красоты и такой же невероятной грусти. 

«Долгое прощание» (1973 г.)

«Долгое прощание» (1973 г.)

Жанр: неонуар

Режиссер: Роберт Олтмен

В главных ролях: Эллиотт Гулд, Нина Ван Палланд, Стерлинг Хэйден

Частный детектив Филип Марлоу помогает другу добраться до границы с Мексикой. На следующий день его обвиняют в причастности к убийству жены друга. Главный герой не верит в виновность приятеля и начинает собственное расследование.

Создатели фильма вольно обошлись с первоисточником, например, перенеся действие из 1940-х в 1970-е. Это решение оказалось удачным, ведь таким образом удалось создать образ Марлоу – доброго и порядочного человека, немного чуждого эпохе. Со своим кодексом чести он выглядит старомодным.

Марлоу помогает людям, а люди предают его. Он хочет накормить кошку, но кошка убегает от него. И так постоянно – всем что-то нужно от главного героя, вот только он сам никому не нужен. Марлоу ко всему относится философски и иронично.

В «Долгом прощании» состоялось одно из первых появлений на экране Арнольда Шварценеггера. Роль была эпизодическая, поэтому будущая голливудская звезда даже не удостоился упоминания в титрах. 

Отличная операторская работа вкупе с актерским бенефисом Эллиота Гулда влюбляют в фильм. 

«Долгое прощание» – меланхоличное и в то же время доброе кино.