
«Роковая женщина» (2002 г.)
Жанр: эротический триллер
Режиссер: Брайан Де Пальма
В главных ролях: Ребекка Ромейн, Антонио Бандерас, Питер Койоти, Эрик Эбуане, Эдуар Монтут, Ри Расмуссен
Сюжет: Главная героиня – Лора Эш – участвует в ограблении. Прямо на Каннском кинофестивале она похищает драгоценности, попутно «кидая» своих сообщников. Лора уезжает в Париж, где случай дает ей возможность присвоить чужую личность и начать новую жизнь.

Очевидно, что Брайан Де Пальма снял «Роковую женщину» больше для себя, чем для зрителей. Кого-то это оскорбит, кого-то наоборот – заинтересует. Я отношусь ко второй категории. Концепция «искусство ради искусства» прекрасно работает в этом случае.

Большинство режиссеров старается заинтересовать зрителя с первых же минут. Де Пальма же, наоборот, вставляет в начало картины ужасающе скучный кусок. Конечно, если любить фильмы-ограбления, то это переживаешь относительно безболезненно. Если же «Одиннадцать друзей Оушена» вызывают у вас смертельную скуку, то первые минут пятнадцать «Роковой женщины» опасны для жизни. Соблазн бросить фильм слишком велик, даже несмотря на эротическую сцену.
Но вот Де Пальма включает любимую технику – полиэкран, и – о, чудо – начинает работать магия. Фильм складывается сам по себе.

Любопытно, что режиссер не дает забыть, что ты смотришь кино. Он всячески подчеркивает это и таким образом решает вопрос с реалистичностью происходящего. Раз стороны согласны, что это кино, то они принимают и условности. Никаких тебе «почему?» и «как она то сделала?». Потому, вот так сделала. Сиди и смотри кино или выключай.

А смотреть тут есть на что. Кинематографический язык Де Пальмы разнообразен. Великолепная игра с ракурсами погружает в фильм. В тоже время гротеск не позволяет серьезно относиться к происходящему на экране. Завалы горизонта, съемки «голландским углом», полиэкран, затемнение, «7 лет спустя» (в отличие от современных режиссеров, Де Пальма делает «7 лет спустя» ближе к середине фильма) – где угодно это бы смотрелось избыточно и не на месте. В «Роковой женщине» оно работает. И это не случайное попадание в десятку. У режиссера был план, и он его придерживался с самого начала.

Фильм похож на путешествие, в котором нуар переходит в немое кино, а эротический триллер – в сказку. Де Пальма постоянно отклоняется от сути, из-за чего сюжет непредсказуем. Он создает ситуацию – порой самую нелепую – и погружает зрителя в сцену, уводя далеко от предыдущей. При этом режиссер не стесняется вводить deus ex machina. Да, это выглядит глупо и сам фильм по-своему глуп, вот только он знает об этом и не стесняется. Не думайте, что «Роковая женщина» – комедия. Фильм самоироничен и не пытается выглядеть тем, чем не является. А учитываю адскую смесь, серьезность запросто угробила бы картину.

В конце Де Пальма разошелся уже до такой степени, что пошел на шулерство. Этот момент может здорово разочаровать, хотя в моем случае обошлось. Нет смысла говорить о нем подробно, так как это будет спойлер.
Когда режиссер и оператор так заморочены на визуале (сколько здесь съемок с крана!), актерам остается не так уж много места для реализации. Поэтому Ребекка Ромейн и Антонио Бандерас сыграли просто и надежно. У Ромейн было больше возможностей развернуться, и она этим воспользовалась, особенно в эротических сценах. Ее героиня – украшение фильма, но не главная ценность. «Роковая женщина» – сокровище само по себе. Это не великий фильм, но потрясающее, хоть и глуповатое развлечение, знающее себе цену.