Горец | 1 сезон. Мнение

«Горец» (телесериал)

1 сезон (22 серии)
Показ: 3 октября 1992 года – 22 мая 1993 года
Жанр: фантастика
В главных ролях: Эдриан Пол, Александра Вандернот, Стэн Кирш

Главный герой сериала – Бессмертный по имени Дункан Маклауд. Он и его девушка Тэсса Ноэль проживают в городе Сикувер (вымышленный населенный пункт на северо-западе США). Однажды ночью в антикварную лавку Дункана и Тэссы проникает юный грабитель. Одновременно с ним в магазине появляются двое Бессмертных: один – чтобы предупредить Дункана об опасности, другой – чтобы убить его.


Пилотный эпизод разочаровывает. Рядом с антагонистом из первой серии «Горца» даже карикатурные злодеи бондианы кажутся фигурами уровня леджеровского Джокера. Да и Коннор Маклауд (Кристофер Ламберт) больше похож на парня с палкой, вышедшего во двор порубить крапивы, а не на великого воина. В конце второй серии Слабый Сценарий отрубает голову Ностальгии. Невольно задаешься вопросом: как это нравилось раньше? Почему этот бездомный грабитель Ричи Райан теперь живет с ними? Первая половина сезона выглядит провальной.

Раздражает все: от актерской игры до сценария. Например, то, что каждый раз, когда на горизонте появляется очередной Бессмертный, Тесса разражается монологом в духе: «О боже, ты собираешься с ним драться?! Тебя же могут убить!».

Раздражает безумная мода: малиновый пиджак Маклауда (и остальные пиджаки тоже), оранжевая губная помада Тэссы, водолазка цвета вырвиглаз на очередном злодее.

Раздражают и боевые сцены, хотя тут уже есть какое-то разнообразие. Придумают интересного антагониста, выберут занятную локацию для схватки, начнут играться с ракурсами и тут же снимут унылый бой на мечах. В серии хорошо поставлены сцены фехтования? Значит, к ней прилагаются опереточный злодей и беззубый сценарий.

Добавьте к этому трех полицейских детективов и одну настырную журналистку, которые первую половину сезона в чем-то подозревают Маклауда, но сами не знают в чем. За это время Дункан обезглавливает одного шерифа и одного начальника полиции, погибает от пули бандита на глазах у детектива, погибает в результате наезда автомобиля и сбегает из больницы, но ничто из этого не наводит полицию и журналистку на серьезные размышления.    

В первом сезоне среди приглашенных актеров – шесть певцов или музыкантов. Включая вокалиста The Who Роджера Долтри, который еще не раз появится в сериале.

И все же сериал прогрессирует на глазах у зрителя. Постепенно, неторопливо, не исправляя ошибок, но меняется в лучшую сторону.

Место действия перемещается в Европу, и Париж преображает сериал. Меняются краски, оттенки. Начинает проступать сюжет, в персонажах наконец-то просматривается глубина. Происходит это как-то внезапно, буквально за две серии. Дункан даже на время начинает одеваться, как нормальный человек, но его заменяет Ричи, забравший малиновый пиджак себе. Актеры, наконец-то, притерлись друг к другу и в их отношения начинаешь верить. 

В сериале появляется юмор.

Тэсса: Она по крайне мере на десять лет его старше!

Дункан: Постой-постой, это опасная тема.

Во второй половине сезона в сюжет филигранно ввинчена сцена знакомства Тэссы и Дункана. Закладывается фундамент для будущих сезонов: вражда с Ксавье, появление Аманды, Риччи впервые берет в руки меч. В сериях появляется больше одной сюжетной линии. Вообще внезапно оказывается, что у авторов есть план. За всем этим уже куда интересней наблюдать, чем в начале сезона. Хотя глупости никто не отменял.

Ксавье Сент-Клод, прижимая к груди обрубок руки, прыгает в Сену, а Маклаунд бросается за ним, как Джек Колтон за крокодилом в «Романе с камнем». Ричи крадет револьвер у французского патрульного полицейского, прикидываясь слепым. Все это выглядит нелогично, неестественно и, в тоже время, в духе сериала. 

Большой плюс в том, что сериал не посвящен исключительно разборкам между Бессмертными. За 22 серии Дункан убивает 9 Бессмертных, к гибели еще двоих причастен косвенно (одному голову отрубает корабельным винтом, другому отрезает поезд метро). Плюс одно убийство показано во флэшбэке. Несколько Бессмертных погибают без участия Маклауда.

Горец в первом сезоне дважды сталкивается с группами бывших военных. В одном случае это преступники, и Дункан убивает их поодиночке. Здесь невольно возникает ассоциация с фильмом «В осаде». Кстати, и серия «Горца», и картина со Стивеном Сигалом вышли в 1992 году. Во втором случае бывшие военные оказываются хорошими парнями, что не мешает шотландцу убивать их, косплея «Один дома». 

Также Дункан сталкивается с мошенниками, врачом-психопатом, проводящим опыты на людях, серийным убийцей-подражателем и с Наблюдателями.Сезон неровный, хотя вторая половина вытягивает его. 14 серия («Во имя зла») – лучшая из 22. В ней Дункан скрещивает меч с Бессмертным Кристофом Кайлером, который лично убил 2760 человек и не собирается останавливаться.

Последние две серии по настроению мрачнее остальных. В одной из них Дункану приходится убивать невиновных людей, защищая преступника. В другой серии погибает его лучший друг Дарий. 

В 21-й серии «Горца» одну из ролей сыграла будущая лауреатка премии «Оскар» Марион Котийяр. Это была ее первая англоязычная роль и лишь второе появление на экране. Тяжело давать какие-либо оценки, так как роль у Котийяр небольшая. Она однозначно смотрится на экране не хуже коллег по сериалу. Хотя и предположить, что перед зрителем будущая звезда французского и мирового кинематографа сложно. 

Если в первой половине сезона наслаждаешься только музыкой Queen, то ближе к концу начинаешь задумываться – а не глянуть ли второй сезон? 


Комментарий автора Cineast Анны Старковой:

Сериал «Горец» — продукт своей эпохи (да, фраза банальна, но факт остается фактом). По нему можно сверять моду на прически, фигуры, одежду, поведение, род занятий, интерпретацию исторических фактов и геополитику. Идеал женщины — блондинка, 90-60-90 с ногами «от ушей» и профессией, близкой к искусству, мужчины — Эдриан Пол (высокий, статный, стройный, спортивный, заботливый, самостоятельный, таинственный). 

Не то, чтобы я была против, но привычным для современного зрителя плюрализмом там не пахнет. И эти совершенно резиновые лица вместо мимики — тоже характерный элемент массового экранного продукта тех времен. Детские воспоминания о «Горце» из моей памяти истерлись почти начисто, поэтому начала его смотреть, как в первый раз. 

И — воистину с детской наивностью — сразу и серьезно задалась вопросом: почему, почему должен остаться только один? Ответ совершенно свободно и просто получила, посмотрев первый фильм о Конноре Маклауде (действительно впервые). Но в сериале, как мы видим, бессмертных уйма и у всех свои истории на много сезонов, а «остаться должен один». И никакого приза. Сплошные смертоубийства. В первом сезоне, по крайней мере. После просмотра фильма для меня также перестало быть удивительным, почему главная тема — композиция Queen (потому что она из написанного группой для фильма саундтрека). В общем, все для фанатов «вселенной», за исключением нюансов. 

На всякий случай напомню, что «путешествие героя» — очень распространенный фрейм и почти всегда беспроигрышный, если сценаристы не подкачают. В «Горце» команда потихоньку притерлась, и их коллективный труд по-прежнему небезынтересно смотреть. Возможно, кому-то хотелось бы больше детектива (как мне), кому-то — экшена (очень сомневаюсь, учитывая уровень спецэффектов, но вдруг), кому-то — фантастики, но рассказаны достаточно целостные и логичные (как для сериала) истории, понятным экранным языком. 

Ремарка в сторону. В фильме «Горец» оказался отличнейший антагонист. Прям корефан героев «Бегущего по лезвию», «Трона» и «Бегущего человек». Хотя из-за нехватки времени продолжительную финальную битву я без зазрения совести смотрела на двойной скорости, с удовольствием пересмотрю фильм полностью как-нибудь. Как, впрочем, и сериал.