Грань будущего | Рецензия

Твит рецензия: Боевик? Триллер? Фантастический боевик? Да. Но и намного больше.

Сюжет: В недалёком будущем раса инопланетян вторгается на Землю. Никакая армия в мире не может противостоять им. Майор Уильям Кейдж умирает в бою, но случается невозможное — он оказывается во временной петле. Раз за разом он попадает в один и тот же бой, сражается и умирает… снова и снова. И каждое повторяющееся сражение приближает его к разгадке того, как победить врага.

Фильм Дага Лаймана часто сравнивают с модными роликами — мешапами. Действительно, в фантастическом триллере есть прямые отсылки к различным культовым фильмам. Безусловно, первым станет «День сурка», который стал эталоном проживания одного дня снова и снова. Второй фильм, который сразу вспоминается, хотя можно было бы вспомнить и более ранние, — «Элизиум. Рай не на Земле» — по простой причине — сходство экзоскелетов пехоты. Даже намек на трилогию «Матрица» есть: смотрите на дизайн противников. Работа пехоты может кому-то напомнить «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» или «Звездный десант».

Главным же источником цитат, для меня, становится старый фильм Стенли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка». Не только простой и прямой фразой «Цельнометаллическая сучка», но и построением общения солдат и мастер-сержантов. Стоит отметить Билла Пэкстона, который подарил миру еще одного сержанта Фаррела. Этот сержант не только перетягивает на себя почти всё внимание зрителя (как минимум, в начале фильма), но и заставляет поверить в мощность UFD (Объеденных вооруженных сил), поверить, что армия держится на Фаррелах, а не на генералах Бригамах (в интересном исполнении Брендона Глисона).

Главное, что фильм «Грань будущего» родил дискуссию. Наверное, столько разговоров и мнений не было со времен «Начала» Кристофера Нолана. Для интеллектуального продукта это очень важно. Не только «волчок» станет приятным в обсуждении киноманов — последняя петля времени родит много мемов и рассуждений.

Последнюю петлю можно интерпретировать по разному. От банального, что это все приснилось трусливому журналисту, до высоко-научного — с учетом принципа неопределенности, кротовых нор и временных парадоксов.

Мне же очень понравилась христианская концепция от Владислава Пастернека:

«…на помощь приходит христианство. „Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец“ — это про кого всё? Про Иисуса Христа. „Бой искупает все грехи“, — говорит мастер-сержант Фарелл. Как перезапускать день? „Ты должен погибать“. Итак, раз за разом наш рядовой Кейдж погибает и проходит бой, искупая все грехи, в завязке истории становясь Альфой, а в конце — Омегой. Отсюда и воскрешение. Правда, не через три дня, а, видимо, через три часа. Героя зовут William Cage, сокращенно — Bill Cage, инициалы — B. C. (Before Christ — так в английском языке обозначают „до нашей эры“ — здесь же это может быть указанием на начало новой линии времени). Думаю, с этим пунктом всё ясно. Библейские мотивы и христианские образы есть в огромном количестве фантастических фильмов, в том числе, в Терминаторе и Робокопе. Так и тут. Обратите внимание на то, что в сцене, где Кейдж зашивает Рите рану на плече, на стене амбара можно видеть икону.

Почему в конце все, кто ночью погибли в битве, вдруг живы-здоровы и в полном порядке?

Вспомним пасхальный тропарь: „Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.“ Финал картины решен в полном соответствии с этой фразой. Логика тут уже не научная, а, если угодно, религиозная или культурная.
»

Вот така ***ня малята ©

С другой стороны, было важно справится ли Том Круз с ролью Вилльяма Кейджа и не станет сразу Итаном Хантом? Круз хороший актер, вспомните его образы из «Солдат неудачи» или «Широко закрытых глаз», но в боевиках он почему-то сразу крутой перец, которому все ни почем. В этот раз все хорошо, превращение журналиста в боевую машину получилось очень достоверно. Каждая перезагрузка показывала нового более грубого, смелого и уверенного героя — Вилльям Кейдж, в итоге, круче Итана Ханта.

Раскрытию герояТома Круза очень помогла и Эмили Блант. Настоящая бой-баба, которая способна эволюционировать: от без эмоциональной машины убийства до человека, которому не чужды нежности. Главное, что теперь боевые дамы будут представлены не лицом Мишель Родригес. На смену Сигурни пришла Эмили!

Лайман очень удачно цитирует, играючи работает с актерами, шутками и отношениями, умело использует спецэффекты. Это позволило родится действительно хорошему фантастическому фильму.

Теперь две новости. По шаблону: плохая и хорошая.

Начну с плохой. «Грань будущего» провалилась в северо-американском прокате. Очередной провал умной фантастики. Если «Тихоокеанский рубеж» спасли азиаты, то с «Гранью» пока ничего не ясно. Такое отношение к фантастике свидетельствует только об одном — нас ждет больше экранизаций комиксов. Как к этому относится? Решайте самостоятельно.

Теперь хорошая (надеюсь не только для меня). Новостная подача, юмор, отношения в отряде J и экзоскелет, а также умелая работа с этим постановщика — это прямой путь к новой экранизации «Звездного десанта». Есть у меня мечта с детства: увидеть фильм таким, как в книге Роберта Хайнлайна: с экзокостюмами, полетами и большими битвами. Старый фильм Пола Верховена мне нравится, но хотелось более грандиозного размаха.