Триллеры 1990-х годов: три кассовых провала

Конкретно эти три фильма –«Шлюха», «Скала Малхолланд», «Поворот» – я выбрал по ряду причин. Потенциально каждый из них мог хорошо выступить в прокате. Две ленты снимали известные, отмеченные наградами режиссеры Уильям Фридкин и Оливер Стоун, еще одну амбициозной новичок Ли Тамахори. В каждом из этих трех триллеров подобрался крепкий актерский состав. Но все это не спасло картины от кассового провала. 

«Шлюха» (1995 г.)

Режиссер: Уильям Фридкин

В главных ролях: Дэвид Карузо, Линда Фиорентино, Чезз Палминтери, Ричард Кренна, Майкл Бин

Жанр: эротический триллер

Бюджет: ориентировочно – 50 млн. долларов

Сборы: 9,85 млн. долларов

Еще в 1970-х, когда карьера Уильяма Фридкина казалась блестящей, он снял фильм «Колдун». Картина провалилась в прокате и была неблагосклонно принята критиками. Позднее «Колдун» был переосмыслен и стал рассматриваться как недооцененный шедевр режиссера.

Фильму «Шлюха» такая переоценка не грозит. Фридкин снял эротический триллер без эротики, что трудно назвать достижением. И это не единственная проблема картины.

Справка: Наиболее успешные картины Уильяма Фридкина: «Французский связной» (1975 год) – пять премий «Оскар», включая за лучший фильм и лучшую режиссуру, три премии «Золотой глобус», включая лучший фильм; «Изгоняющий дьявола» (1973 год) – две премии «Оскар» из десяти номинаций, четыре премии «Золотой глобус» – включая лучший фильм – из семи номинаций.

Жестоко убит известный бизнесмен, в доме которого находят коллекцию лобковых волос женщин и фотографии, компрометирующие губернатора. При такой завязке следовало ожидать, что режиссер развернется, но удивительным образом Фридкину это не удалось. Стоит предъявлять претензии к сценарию Джо Эстерхаза («Основной инстинкт», «Шоугелз»), но было бы несправедливо валить только на него. Актеры здесь не показали ничего выдающегося, а ведь от некоторых из них ждали большего.

Работа Линды Фиорентино в сравнении с ее ролью в «Последнем соблазнении» не вызывает никаких восторгов – это просто стерильно. Дэвид Карузо вроде старается, хотя ему еще далеко до внушительности, с которой он впоследствии будет много лет выступать в сериале «C.S.I.: Место преступления Майами». Майклу Бину досталась невразумительная роль и его недовольство фильмом легко понять. 

Спецэффекты неубедительные: труп бизнесмена выглядит, как кукла из фильмов Лючио Фульчи 1970-х годов, но на дворе то уже были 1990-е; сцена с отказавшими тормозами в машине героя смотрится ужасно неестественно. 

Картина теряет зрителя еще до запутанного финала. Мрачность, атмосферность, эротичность – этого ждешь, но ничего из этого не получаешь. Фильм не кошмарный, но стерильный. Что даже хуже, учитывая изначальный потенциал. 

«Скала Малхолланд» (1996 г.)

Режиссер: Ли Тамахори

В главных ролях: Ник Нолти, Дженнифер Коннелли, Чезз Палминтери, Майкл Мэдсен, Крис Пенн, Мелани Гриффит, Джон Малкович

Жанр: неонуар

Бюджет: 29 млн. долларов

Сборы: 11,5 млн. долларов

Я скорее поклонник фильма, чем наоборот, поэтому критиковать  непросто. При всех штампах, «Скала Малхолланд» – атмосферный неонуар.    

Специальный отряд полиции борется с преступностью, пренебрегая законными методами. Однажды они прибывают на место преступления, где обнаружено вдавленное в землю тело женщины. Начальник отряда узнает в ней бывшую любовницу. В ходе расследования он выясняет, что у нее были другие мужчины, а происходящее в ее комнате снималось на камеру.

К актерам тяжело предъявить претензии. Ник Нолти рожден для таких ролей. Да, Майклу Мэдсену шляпа идет примерно так же, как Джонни Деппу – Эмбер Херд, зато играет он нетипичного для себя персонажа и играет достоверно. Чезз Палминтери выдал очень трогательную роль.

Справка: Самый известный фильм Ли Тамахори – «Умри, но не сейчас». Несмотря на критику, на момент выхода в 2002 году считался самым кассовым фильмом о Джеймсе Бонде. До «Скалы Малхолланд» снял фильм «Когда они были воинами», получивший 19 призов на международных кинофестивалях. 

Саундтрек и операторскую работу я так же однозначно отношу к плюсам фильма.

Минусом считаю чрезмерную жестокость отряда – слишком неправдоподобно то, что полиция ведет себя хуже преступников. Убийство, дающее завязку сюжету, интересное, но выглядит надуманным. Эти два момента негативно влияют на реалистичность картины. 

Фильм провалился по ряду причин. Подозревать в любых грехах федеральное правительство – это одно дело, но подозревать армию США – это скользкий путь для американских кинематографистов. Думаю, что «Скала Малхолланд» потеряла немало патриотически настроенных зрителей благодаря тому, что армия показана в нелицеприятном свете. Еще одна причина – отсутствие хеппи-энда. Лично я вижу в этом только очередной плюс, но не уверен, что такое мнение разделяли зрители.

Фильм – не шедевр, но лучше среднего. Скорее недооценен. 

«Поворот» (1997 г.)

Режиссер: Оливер Стоун

В главных ролях: Шон Пенн, Ник Нолти, Дженнифер Лопес, Пауэрс Бут, Клэр Дэйнс, Джон Войт, Хоакин Феникс, Билли Боб Торнтон

Жанр: неонуар

Бюджет: 19 млн. долларов

Сборы: 6,6 млн. долларов

Считаю, что у Оливера Стоуна были предпосылки создать шедевр. Тем сложнее понять, почему «Поворот» вышел настолько беспомощным, глупым и разочаровывающим фильмом.

Справка: Среди наиболее известных работ Оливера Стоуна «Взвод» («Оскар» в номинации «лучший режиссер» в 1987 году) и «Рожденный четвертого июля» («Оскар» в номинации «лучший режиссер» в 1990 году).  Другие известные фильмы Стоуна: «Уолл-Стрит», «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», «Дорз»

Главный герой задолжал русской мафии. Да так задолжал, что ему отрезали пару пальцев на руке. Он едет на встречу с сумкой полной денег, но из-за поломки автомобиля оказывается в небольшом городке, под названием Сьюпериор. И выбраться из города не то что сложно, а практически невозможно.

«Поворот» – отличный пример того, что случается, если в процессе съемок утратить чувство меры. Там, где нужно, Стоун не дожимает. При просмотре фильма неоднократно возникает ощущение, что это фарс, это невозможно снимать серьезно. Но режиссеру не хватает самоиронии – и то, что могло бы смотреться комично, вызывает недоумение. Еще большая проблема заключается в том, что чаще всего Стоун пережимает там, где это не нужно. Калейдоскопический монтаж раздражает до такой степени, что оператора и режиссера хочется приговорить к пожизненному просмотру экшн-сцен из «Поворота». То, как главный герой постоянно теряет шанс уехать из города – это анекдот, рассказанный неоднократно. Притом, что смешно не было даже в первый раз. Попытки создать необычных, интересных персонажей торпедируется несовершенством сценария.

Множество в разной степени хороших актеров играют непонятно что. Джона Войта номинировали на «Золотую малину» и совершенно справедливо. Вместо Хоакина Феникса и Клэр Дэйнс могли сыграть хоть пара осветителей, хоть пара зевак (если такие вообще были). С такой «глубиной» прописки персонажей половину актеров можно было бы заменить на неизвестных лицедеев.

И все же в «Повороте» не все прям катастрофично плохо. Например, хороша операторская работа в панорамной съемке. Тягучая атмосфера безнадежности – в наличии. Финал – достойный, хоть и здесь не удалось избежать лишних движений.

Много лет назад, когда я смотрел «Поворот» (правда, кусками), он показался многообещающим фильмом. При недавнем просмотре картина вызвала разочарование.