Автокатастрофа | Мнение

Жанр: триллер, драма

Режиссер: Дэвид Кроненберг

В главных ролях: Джеймс Спейдер, Холли Хантер, Элиас Котеас, Дебора Кара Ангер, Розанна Аркетт

Сюжет: Джеймс и Кэтрин Баллард живут в свободном браке. Пара не только занимается сексом с другими людьми, но и делится друг с другом впечатлениями. Автокатастрофа, в которую попадает Джеймс, меняет жизнь супругов. Они знакомятся с группой людей, чьи взгляды на человеческую сексуальность опасны. Аварии, шрамы, переломы – вот что возбуждает. А инсценировка автокатастрофы, в которой погиб легендарный голливудский актер Джеймс Дин – самое невинное развлечение в этом кругу.

На Каннском кинофестивале экранизация одноименного романа Джеймса Балларда получила Специальный приз жюри «За мужество, смелость и оригинальность». В то же время тематика фильма вызывала серьезное беспокойство у поборников морали. В Великобритании некоторые СМИ призывали бойкотировать картину, в США против нее ополчился миллиардер и медиамагнат Тед Тернер.

«Джеймс Дин умер от перелома шеи и стал бессмертным»,

Боб Вон

«Автокатастрофа» – это отстраненный взгляд на сексуальный фетишизм. Дэвид Кроненберг, к его чести, не пытается быть моралистом. Он фиксирует события.

Место действия – обезличенный город. Это скорее символ, чем реальный мегаполис; декорация, а не действующее лицо. Мрачная музыка и холодная цветовая гамма придают картине тревожную атмосферу.

Герои «Автокатастрофы» находятся в вакууме. Зрителю не показывают работу полиции или прокуратуры, мы не знаем, понесет ли Баллард какое-то наказание, а ведь по его вине в автокатастрофе гибнет человек. Все это остается за кадром, но не выглядит режиссерской небрежностью. Зато возникает ощущение нереальности происходящего. События происходят в таком себе кафкианском городе, где проблемы бюрократии вынесены за скобки. 

«Авария для нас – скорее половой акт, чем акт разрушения»,

Боб Вон

Героиня Деборы Кары Ангер – Кэтрин Баллард – похожа на сомнамбулу. Она – мрачная, сексуально раскрепощенная версия Одри Хорн (сериал «Твин Пикс»). Кэтрин одновременно привлекательная и отталкивающая. Например, в сцене, где она моет мужа и мастурбирует ему, описывая повреждения автомобиля. В другой момент героиня возбуждает его, рассуждая о гипотетической гомосексуальной связи с антагонистом. 

На контрасте ее муж Джеймс Баллард склонен к эмпатии. Актер Джеймс Спейдер проделал прекрасную работу. Его персонаж искренне переживает из-за того, что виновен в смерти человека, но также искренне занимается сексом с вдовой. Знакомясь с последователями Вона, Баллард понимает, что столкнулся с чем-то опасным, но не отступает. Герою страшно и интересно одновременно, он продолжает проверять, насколько глубока кроличья нора. 

Боб Вон – харизматичный лидер группы людей, для которых автомобили и автокатастрофы служат сексуальным фетишем. Он утверждает, что проект, который всех их связывает, – «изменение человеческого тела современными методами». Вон, как и его последователи, – маргинал и девиант. Он сексуально активен с женщинами и мужчинами. 

Вон лично участвует в инсценировке аварии, в которой погиб Джеймс Дин. Он мечтает реконструировать катастрофу, в которой погибла актриса Джейн Мэнсфилд. У него есть автомобиль Натаниэля Уэста (американский писатель, друг Фрэнсиса Скотта Фицджеральда; разбился насмерть с женой в автокатастрофе).

Актер Элиас Котеас в 1990-е годы был в ударе, и роль Вона лишь подтверждает это.

«Пешеходы не интересуют Вона»,

Джеймс Баллард

Кроненберг не скупится на визуальные метафоры. Уродливый шрам на ноге героини Розанны Аркетт символизирует вагину.

То же самое можно сказать о щели в корпусе поврежденного автомобиля. 

В конце концов, настойчивая фиксация камеры на автомобильном значке заставляет поверить, что это широко раздвинутые женские ноги.

Сцены секса сняты с фантазией. Иногда это страстный, порывистый, похожий на борьбу или драку акт, иногда – плавный, скучный, типичный для эротики 1990-х секс. В отдельных случаях Кроненберг снова пускается в символизм: Вон ласкает пальцем проститутку, а Баллард в это же время едва ли не в такт ему гладит пальцем руль автомобиля. И совершенно мрачный эпизод в мойке, где секс больше похож на убийство. Снято страстно, натуралистично и пугающе. 

Сам режиссер называл «Автокатастрофу» опасным фильмом. Может, так оно и было раньше. Сейчас, когда сексуальным объектом выступает почти что угодно – от антропоморфной лисы или змеи до робота, эротический триллер на тему борьбы Эроса и Танатоса опасен только тем, что он включает мозг. Это мрачный фильм о темных сторонах человеческой натуры и о том, как далеко может зайти человек в своем стремлении получать удовольствие.