
Режиссер и сценарист Джон Дал уже давно работает для телевидения. Список сериалов, в которых он снял хотя бы один эпизод, вызывает уважение: «Сalifornication», «Настоящая кровь», «Декстер», «Во все тяжкие», «Правосудие», «Родина», «Ганнибал», «Карточный домик» и другие. Любопытно, что на телевидение Дал пришел из большого кино, где в конце 1980-х – начале 1990-х прославился несколькими фильмами, снятыми в жанре неонуар. Я выбрал для обзора три его первых полнометражных картины.
«Убей меня снова» (1989 г.)

Пара грабителей – Винс и Фэй – похищает у мафии чемодан с деньгами. Они ссорятся – и женщина «кидает» своего партнера. Она нанимает неудачливого частного детектива, чтобы тот помог инсценировать ее смерть.
Первый же фильм Дала – самый стильный неонуар из всей тройки. Игры со светом и тенью, отражения неоновых огней в стеклах автомобилей, чередование различных планов и ракурсов – режиссер использует визуальные эффекты для создания атмосферы. Не будь ее, фильм вышел бы откровенно проходным.
Вэл Килмер в роли частного детектива, скорее, стерилен, а вот его на тот момент жена Джоан Уолли-Килмер сыграла интересно. Майкл Мэдсен чудес не творит, но, по крайней мере, показывает, за какие заслуги он попал в «Бешеных псов» Квентина Тарантино.
Запутанный, немного затянутый триллер. Видно, что Дал пробует, проверяет, ищет. Как это часто бывает в дебютных фильмах, содержание принесено в жертву форме.
«На запад от красной скалы» (1992 г.)

Майкл – бывший морпех, ищет работу в Вайоминге. Получив отказ на нефтяном месторождении, он заезжает в бар, где его принимают за другого человека и вручают 5 тысяч долларов. Еще столько же он получит после того, как убьет жену хозяина заведения. Майкл – относительно честный парень (сколько раз за фильм ему это аукнется) и решает не просто взять деньги и тут же свалить из Ред-Рока, а сообщает женщине о том, что ее заказали. И тут же получает встречное предложение – убить мужа.
Николас Кейдж даже старается не переигрывать, но натура берет свое – он периодически пинает или бьет беззащитные предметы. И все же у него вышел персонаж, к которому легко проникнуться симпатией.
Деннис Хоппер, кажется, забыл, что снимается уже не у Дэвида Линча в «Синем бархате», но это и к лучшему. Его герой обаятелен, эксцентричен и опасен. Лара Флинн Бойл оказалась на своем месте – этот взгляд многого стоит. Джей Ти Уолш не дает такой драмы, как в «Несколько хороших парней» (тот же 1992 г.), но делает хорошую работу.
Отдельный приятный сюрприз – помощники шерифа, которые, вопреки всем ожиданиям, не играют роль «мебели».
Немножко наивный, не совсем тщательный в мелочах, но интересный триллер. Герои «Омерзительной восьмерки» так и не добрались до Ред-Рока. Герой «На запад от красной скалы» попадает в Ред-Рок, но сколько раз он об этом пожалел?
«Последнее соблазнение» (1994 г.)

Попробовал бы, Дал снять такой фильм сегодня. Его бы начали рвать на части сразу с двух сторон. И феминистки, и «40-летние белые мужики» нашли бы, что сказать по поводу эротического триллера, в котором главная героиня сексуально объективирует мужчин. На фоне Бриджит Грегори мужские персонажи – милые и беспомощные болванчики. Они постоянно что-то от нее хотят (денег, любви, отношений), вечно ноют и не воспринимаются как равные ей.
Что-то это напоминает, не правда ли? Неужели все эти бесконечные стереотипные и безликие женские образы в стереотипных «мужских фильмах»? Отличный вышел перевертыш у Джона Дала.
Бриджит Грегори состоит в родстве с Камилой Блисс, героиней криминальной комедии Франсуа Трюффо «Такая красотка, как я». В одной вселенной они были бы сестрами. Да и в самих фильмах есть похожие элементы, например, концовки.
Актриса Линда Фиорентино – главная звезда «Последнего соблазнения». Ее героиня не просто нуарная femme fatale, а нечто большее. Она – планета, а остальные персонажи – спутники. Она запускает и движет сюжет, остальные подстраиваются под нее. Фиорентино блестяще справилась с этой ролью. Шли даже разговоры об «Оскаре», но из-за того, что фильм был показан на канале HBO до выхода в кинотеатрах, о номинации пришлось забыть. Хотя производители картины не сдались без боя и даже подавали в суд на Академию, правда, безрезультатно.
Зато Роджер Эберт дал этому триллеру 4 звезды из 4 и назвал его среди лучших фильмов 1994 года.
P.S. Режиссер Джон Дал любит, когда женщины играют важную роль в его фильмах, а мужчины мучаются от травм конечностей (во всех трех картинах). А еще его персонажи постоянно куда-то едут, почти всегда на автомобилях.
К неонуарам Дала непросто найти красочные эпитеты. Например, о них не напишешь «мрачные и пессимистичные». Определенно это остросюжетные триллеры, со своей атмосферой и своим юмором.
P. S. 2. Над сериалом «Декстер» Джон Дал работал с 4 по 8 сезоны. С одной стороны, он снял ряд серий (включая первую и последнюю) для крайне непопулярного 6 сезона. С другой стороны, уже первая серия 7 сезона привела критиков в щенячий восторг. И снял ее тоже Джон Дал.
Некоторые сериалы, над которыми работал режиссер (в скобках – год выхода эпизода):
Жизнь как приговор (2007 г.) – 1 эпизод
Звездный крейсер «Галактика» (2009 г.) – 1 эпизод
Во все тяжкие (2009 г.) – 1 эпизод
Настоящая кровь (2008-2010 г.) – 4 эпизода
Рухнувшие небеса (2012 г.) – 1 эпизод
Родина (2012 г.) – 1 эпизод
Стрела (2012 г.) – 1 эпизод
В поле зрения (2013 г.) – 1 эпизод
Декстер (2008-2013 г.) – 16 эпизодов
Californication (2007-2014 г.) – 10 эпизодов
Мост (2013-2014 г.) – 3 эпизода
Карточный домик (2015 г.) – 2 эпизода
Правосудие (2010-2015 г.) – 6 эпизодов
Ганнибал (2013, 2015 г.) – 2 эпизода
Джессика Джонс (2015 г.) – 1 эпизод
Железный кулак (2017 г.) – 2 эпизода
Йеллоустоун (2019 г.) – 2 эпизода
Ходячие мертвецы (2019 г.) – 1 эпизод
Рэй Донован (2013-2020 г.) – 11 эпизодов
Миллиарды (2016-2020 г.) – 4 эпизода